В последние годы часто приходится слышать о фанатичных приверженцах различных деструктивных религиозных течений и сект. Как мы знаем, этим людям присуща тотальная убежденность истинности того, что они проповедуют.
И скорее всего любой из них вступит с вами в спор, убеждая вас в своей правоте, оспаривая любые предоставленные вами разумные доводы.
В данной статье речь пойдет о псевдосаляфитах, а если быть конкретнее о джархистах или как их называют некоторые специалисты: умеренные саляфиты, а в арабо-язычном пространстве как: саляфия-ильмия, мадхалия, джамия и другие менее распространенные термины. Как известно по численности это течение превосходит все остальные группы деструктивных течений, не придерживающихся какого-либо мазхаба в нашей стране.
На сегодняшний день вряд ли остался человек, который не слышал о представителях данного течения. Об их раздоре и принесенных смутах написано много книг и работ. Однако не все люди способны отличить их от обычных мусульман суннитов, не говоря уже о многочисленных делениях на различные партии внутри салафизма. Некоторые же граждане наивно полагают, что именно безмазхабники очищают нашу религию и являются борцами с многобожием (ширком) и нововведениями (бидаатами).
Люди часто спрашивают, как появилось это течение, и какую опасность в себе оно таит. На эти вопросы постараемся ответить кратко, учитывая потребности восприятия современного человека, хотя тема требует более тщательного разбора и детального анализа.
В целом, современные джархисты - это люди, искажающие истинный смысл Благородного Корана и достопочтимых хадисов, переводя и толкуя их буквально по своему «недалекому» усмотрению. Чаще всего вырывая нужные им слова из контекста, или предают забвению аяты Корана и хадисы, которые явно опровергают их убеждения, или же если хадис противоречит их основе, называют его недостоверным. Словом, это такие люди, которые идут по пути уничтожения нашей религии изнутри, искажая истинный смысл шариатских текстов (божественных законоположений). В какой бы стране они не появились, везде сеют раскол и смуту среди людей, настраивают народ против власти и официального духовенства, таким образом, нарушая внутренний порядок страны.
Стоит заметить, что являясь самым влиятельным движением на сегодняшний день, оно прекрасно справляется с поставленными им деструктивными задачами.
Зарождение данного течения можно отнести к 90-ым годам XX века в период кризиса в Персидском заливе, когда Садам Хусейн ввел свои войска в Кувейт. Среди шейхов (ученых) Саудовской Аравии Мухаммад Аман Джами аль Хабаши оказался ярым сторонником вмешательства западных войск в конфликт и враждовал с учеными, которые имели другое мнение. В дальнейшем, к нему присоединится его главный ученик Рабиа ибн Хади аль-Мадхали.
Вскоре шейх Аман Джами умер, а Рабиа все больше стал набирать популярность среди молодежи пользуясь полученными рекомендациями (тазкия) и заручившись поддержкой саудовского режима. Не раз Рабия Мадхали будет подозреваться в тесной связи со спецслужбами, а некоторые люди обвиняют его в этом прямо, как его бывший товарищ Яхья Хаджури.
Данное деструктивное течение является искусственным образованием, главной целью которого было показать мировому сообществу новую маскарадную маску ваххабизма. На прожженное терроризмом лицо теперь водрузили бутафорский пластик умеренного и доброго человека.
Ссылаясь на исторические события и факты, допустимо сказать, что если у истоков формирования ваххабитского движения были англичане, то в формировании джархистов стоят различные американские институты. Появление течения джархистов можно отнести к изменению тактики ваххабитов по распространению своей идеологии в виду постоянной и справедливой критики в их адрес и обвинению в радикализме и терроризме. Именно с их появлением мы увидели, как джархисты пытаются накинуть на кровавый плащ своего главного идеолога Мухаммада ибн Абдуль Ваххаба, чьи книги переполнены такфиром (обвинение в неверии) и радикальными взглядами парадное и чистое платье умеренности.
Людям, которые никогда не читали работы, и биографические факты из жизни ибн Абдуль Ваххаба было внушено, что это чуть ли не шейхуль-ислам (ученый Ислама) высшей инстанции, обновитель столетия, идейный борец за справедливость, было выдумано много легенд, он был вознесен в ранг основных «корифеев ахли-сунны». А читать его классические труды самому без толкования ученых данной группы стало запретным. Брать знания у представителей других школ тоже стало сильно порицаться, даже если этот ученый известен распространением идей ибн Абдуль Ваххаба. Берутся знания только у того ученого, кого похвалил и дал хорошую рекомендацию Рабиа Мадхали или его приближенные такие как Убейд аль-Джабири.
Рабиа стал применять систему джарха и тагдиля (принцип дискредитации). Но мы знаем, что этот метод был актуален у хадисоведов (ученых изучающих хадисы) первых поколений в процессе становления науки хадисоведения. Поэтому методика джарха должна охватывать только передатчиков хадисов, эта наука использовалась исключительно только для сохранения хадисов. После собрания всех хадисов в соответствующие сборники, изыскания в данной научной области были остановлены, так как не было необходимости кого-либо проверять на прочность или же дискредитировать.
В истории Ислама титул «имам джарха и тагдиля» имели три человека, это Шугба ибн Хаджадж, Яхья ибн Каттан и Яхья ибн Маин, все они жили в далеких 8-9 веках. После этого титул исчезает на тысячу лет, и появляется на устах безмазхабников в наше время! На самом деле это удивительное явление, если сейчас спросить у любого рядового представителя данной группы: кто сейчас способен делать джарх? Ответ будет один: Рабиа Мадхали.
Более тысячи лет никто из ученых не претендовал на этот титул!
Мы даже не найдем такого в книгах ибн Таймии (главный ученный на кого опираются все саляфитские ученые), что он вынес кому-либо джарх (дискредитировал), хотя он жил среди ученых разных школ и часто вел с ними полемику. Зато в наше время любого может дискредитировать (сделать джарх) Рабиа Мадхали. И тут можно вспомнить слова великого ученого Абу Фараджа ибн Джаузи аль Ханбали который сказал:
«Из обмана дьявола знатоков хадиса [после первых праведных поколений] то, что они порочат друг друга, сводят счеты, называя это «джарх ва тагдиль», принцип, который ранние ученые использовали только для защиты шариата».
Как мы видим, не каждый джарх был обоснованным даже среди мухаддисов первого поколения. Следует помнить, что наука джарха ва тагдиля являлась великой наукой, которая служила защитой изречений Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но эта наука была средством, а не целью. А то, что джархисты сделали из нее цель, стало одной из причин их заблуждения. Посредством такого метода они поделили всех мусульман на различные партии, для каждой группы были придуманы ярлыки и прозвища. И самое удивительное, по их утверждению все мусульмане не согласные с их принципами прямиком отправятся в адское пламя, так как не приняли «истину»!
Одно из их главных правил гласит: «В основе все ученые и проповедники не заслуживают доверия, их положение неизвестно (маджхуль), до тех пор, пока не станет известно, что им можно доверять».
То есть, пока о них не выскажется Рабиа Мадхали. Пользуясь такими методами и уловками, ученый приобрел огромную популярность среди студентов, незаметно для многих превратившись в культ личности.
В нашу страну эта пагубная идеология стала проникать с возвращением некоторых выпускников учебных заведений Саудовской Аравии на родину после 2000-х годов. Уже ближе к 2010 году казахстанские сайты были переполнены лекциями таких проповедников как Назратуллах Абу Марьям, Дильмурат Абу Мухаммад, Куаныш Башпаев и многих других. Первые двое, даже не выезжая из Медины, смело взяли на себя ответственность выдавать фетвы для граждан Казахстана, не вдаваясь во внутренние аспекты страны. Работающая с утроенной силой пропагандистская машина дала быстрые результаты. Манипулируя сознанием своих слушателей, эти люди постепенно сформировали фиксированный стиль ритуального поведения, появились свои формулы и термины.
Отсутствие критического мышления открыли дверь к возможности манипулировать сознанием, а это, как мы знаем, чревато негативными последствиями. Дошло, до того, что последователи Рабии стали экзаменовать простых прихожан мечетей, донимая их вопросами, «Кого ты слушаешь?», «У кого берешь свою религию?», «С кем водишься?» и т.д. Из истории известно, что культ личности никогда не приводил к положительному результату, и, скорее всего, самое худшее, что можно ожидать от этого течения еще впереди. Мы не знаем, как поведут себя адепты после смерти Рабиа Мадхали, а ведь ему более девяноста лет. Даже если во главе встанет его правая рука Убейд или более молодой и энергичный Абдулла Бухари, все это не дает гарантий на отсутствие угрозы общественной безопасности. События могут изменить вектор в худшую сторону, учитывая неустойчивый и подверженный манипуляции характер данного деструктивно-религиозного течения.
В завершении хотелось бы перечислить и другие их проблемы, которые идут в разрез с государственным строем нашей республики.
Например, угроза для института брака и семьи, так как разводы среди них явление нормальное; отрицательно настроены к символам светского характера; притязание на то, что принцип сути единобожия понимают только они; отрицают наличие культурных ценностей и традиций; отрицательно настроены к современным видам культуры и искусства; отказываются исполнять обязанности связанные с воинской службой; отрицают национальные ценности; не следуют мазхабу, который был установлен официальной властью в стране; отсутствие патриотического сознания и многое другое.
Приверженцы этого течения убеждены в том, что именно они находятся на пути «истины» и только они попадут в рай. У её адептов сформирована своя уникальная система жизненных ценностей и приоритетов, которая, в целом, не приносит пользы ни им самим, ни их семьям, ни обществу, в котором они находятся, ни государству, которое они представляют.
Тимур Алиев