25
Ср,
дек

һижри

Идеология религиозного экстремизма: теологические особенности актуальные вопросы

Борьба с сомнением
Объявление

В идеологическом плане все начинается с обыденного, казалось бы, вопроса: кто является настоящим мусульманином? Но этот вопрос затрагивает одну из сложных проблем в исламе – это правильная интерпретация понятий «иман» и «куфр» (вера и неверие).

Ключевым здесь является простой вопрос: что является верой?  По утверждению одних ученых, вера это есть утверждение на словах (произношение шахады), подтвержденное уверенностью в сердце. Другие ученые говорят, что произношение на словах и признание веры сердцем – еще не вера, истинная вера должна подкрепляться реальными делами (амалами).

Под амалом (дела, действием) такфиристы понимают, прежде всего, совершение намаза, и именно это они считают главным признаком наличия веры у человека, главным условием признания его верующим. Именно намаз (салят), по идеологии такфиризма, является основным критерием оценки наличия или отсутствия веры у человека.

В пользу своего мнения такфириты приводят хадис «Между человеком и ширком, куфром - оставление намаза». Хотя имам ан-Навави  в разъяснении этого хадиса отмечает: «если его оставление намаза от лени и в то же время он верит в его важность – как это положение многих людей».

В результате все, кто считают себя мусульманами, но ввиду разных обстоятельств не читают намаз, по принципу такфиризма автоматически оказываются неверующими (кафирами), хотя мы традиционно считаем, что все казахи в основе (асл) являются мусульманами, признающими шахаду.  Напротив, такфиристы с легкостью обвиняют в неверии даже своих родителей и родственников, порывают с ними отношения.

При этом особенно страшно то, что в конечном счете все «неверующие» становятся объектами такфиритского  «джихада». Джихада в кавычках, ибо все шариатские правила джихада ими грубо нарушаются.

Чтобы понять особенности такфиризма в Казахстане, нужно подходить к нему, так сказать, с прикладной точки зрения. Реальная его цель, «историческая миссия» проста – это создание дестабилизации (фитны).

Радикалы строять свою идеологию на четырех основных вопросах:

  1. Радикалы ошибочно выводят из лона Ислама того, кто не совершает намаз. В доказательство этого они приводят неправильно ими понятый смысл хадиса: «Между верой и неверием – оставление намаза», а также слова Умара ибн аль-Хаттаба: «Нет удела в Исламе у того, кто оставил молитву»;
  2. Также в результате ошибочного понимание основ Ислама они утверждают, что «у кого нет деянии, у того нет имана», т.е. «нет намаза – нет имана». Эту концепцию они называют «тарик ас-сала» (оставление намаза). Опять же в доказательство они приводят следующий довод: вера (иман) состоит из единства трех условий: 1) словесное признание (ат-такрир би аль-лисан); 2) подтверждение сердцем (ат-тасдик би аль-калб) и 3) выполнение действий (аль-амал би аль-аркан).

Обоснование «тарик ас-сала» радикалы опять переносят на  вопрос «что такое иман» и говорят, что важным в вере является подтверждение делами. Отсюда поспешные в выводах ошибочно предполагают, что у того, кто не совершает намаз, нет дел (амалов), а у кого нет дел, соответственно, отсутствует и вера (иман);

  1. Опираясь на однобокое мнение, радикалы говорят, что «кто не судит по тому, что ниспослал Аллах – тот кафир или тагут». В доказательство этому они ошибочно приводят аят из Корана: «Кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, те являются неверующими». Что является тем заблуждением, которое в итоге приводит к опасным последствиям;
  2. Другим заблуждением является мнение, что мусульманин, совершивший действия многобожия, не ведая об этом, автоматический выходит из Ислама. Тем самым, ими отрицаются суннитское положение, предусматривающее оправдания мусульманам называемое «узр би джахль» (оправдание за допущенные ошибки по невежеству).

В итоге, вся идеология, которая направлена на выведение других людей из религии, навешивания ярлыков «тагут» на правоохранительные органы и власти, с точки зрения самих Исламских наук, полностью несостоятельна и в корне ошибочна. Правильное, научное раскрытие терминов «иман», «тагут», «узр би джахль» в корне ломает идеологический инструмент сторонников этого учения.

Правильное разъяснение в этих сложных тем является полезным для верующих, особенно для тех, кто запутался в этих вопросах, и ищет правильного выхода из него.  

В качестве примера можно привести ситуацию в Узбекистане, когда неправильное определение понятие «гураба» (чуждый) привело к плачевным последствиям. Речь идет о хадисе: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал: «Ислам пришел чуждым, и он возвратится чуждым так же, как и появился. Туба (дерево в Раю) – чужакам». Его спросили: «Кто эти чужаки (гураба)?» Он ответил: «Те, которые очищают и исправляют то, что люди исказили из моей Сунны» (передал ат-Табарани). Этот хадис на протяжении многих веков привлекал к себе внимание. Многие мусульмане опасались принять смысл данного хадиса, как утверждающего отчуждение Ислама от окружающего мира, ибо в этом случае они могут впасть в отчаяние, понимая, что отчуждение и чуждость непреодолимы. Между тем, правильная подача этого термина дала бы наоборот – положительную мотивацию для мусульман, а именно, для понимания, отличия слова «гурба» («чуждость», «отчуждение») от слова «гараба» («необычный», «странный»). То есть это значительно смягчало бы в понимании мусульман степень чуждости Ислама и мусульман тому миру, который отражен в хадисе. Мусульманин, который воспринимался как отчужденный, в результате правильной подачи становился в мусульманином особенным, необычным. Особенным и необычным именно его положением в обществе, которое отличается от других своим поведением: тем, что совершает намаз, помогает другим, отличается нравственным и моральными качествами, хорошим отношением в семье, в обществе. Поэтому правильные знания в этих поднятых в книге темах очень важны, поскольку позволяют мусульманину отличить истинное от заблуждения, что может не только спасти его от проблем, но и сохранить чужие жизни и имущество.

В действительности весь этот четко отработанный сценарий имеет лишь одну реальную задачу –  создание смуты (фитны) в стране, политическая дестабилизация.

А подлинная цель – как я уже говорил, это создание рычагов управления хаосом для геополитических сил, заинтересованных в богатствах нашей земли.

 

 

Избаиров Асылбек Каримович

и.о. профессора кафедры религиоведения

Евразийского Национального университета имени Л.Н. Гумилева 
Доктор исторических наук, профессор

Поделиться: