Для успешной борьбы с религиозным экстремизмом необходимо устранение его социальных предпосылок – прежде всего, таких как:
- резкое имущественное расслоение в обществе. При этом недовольство зачастую вызывает даже не бедность как таковая, но именно очевидный разрыв в благосостоянии между различными социальными слоями, воспринимаемый как несправедливость;
- проблема безработицы, особенно молодежной; широко известно также, что около 80% осужденных за религиозный экстремизм в Казахстане составляют бывшие безработные;
- проблемы села и малых городов, порождающие избыточное миграционное давление на крупные города, неустроенность значительной части внутренних мигрантов, и т.п..
Все эти перечисленные выше проблемы не относятся только к исламской тематике. Но эти темы главным образом относятся к проблеме ликвидации социальной базы религиозного экстремизма.
Сегодня социализация мусульман является одним из важнейших инструментов по противодействию радикальной идеологии. Напротив недостаток социализации, маргинализация (отчуждение от общества, где проживают мусульмане) – важное условие для успеха пропаганды экстремистов, намеренно делающих все для того, чтобы усилить разрыв между соблюдающими мусульманами и остальным обществом, противопоставить их друг другу, вызвать взаимную ненависть, непонимание и страх.
Учитывая это важным направлением, кроме непосредственной политики государства направленное на ликвидацию социальной базы религиозного экстремизма, а именно устранению вышеперечисленных социальных предпосылок, другим не мене важным направлением является грамотное доведение и осознание самими мусульманами страны своей социальной ответственности в сохранении независимости и стабильности в государстве.
Очень важно чтобы верующим приходило верное осмысление с правильным соотношением духовного и мирского. Если бы изначально было бы правильное подача веры то, по сути, мусульманин есть надежная опора государства, этому свидетельствует богатая и классическая история ислама со времен Пророка Мухаммада (мир ему) и его сахабов (сподвижников).
Многие верующие это сегодня называют Сунной Пророка. Если в таком традиционном понимании это так и есть. Поскольку ислам как одна из мировых религии призывает только к добру и нравственности. Тогда как идеологи радикализма это правильное классическое понимание сунны Пророка начинают исковеркивать и подавать в радикальной деструктивной форме.
Ислам требует от мусульман быть социально ответственными членами общества, поддерживать общественный порядок, обеспечивать безопасность, неприкосновенность человеческой жизни, чести и имущества. Это касается не только в отношениях мусульман между собой, но и предписывается, как правило, для верующих по отношению к немусульманам.
Социальное послание ислама – это помощь угнетенным и бедным, уход за сиротами и немощными, быть честным и справедливым во всем и пр. самое главное, чтобы его дело приносило благо для людей.
В данном случае мусульмане согласно хадису переданном ат-Табарани должны руководствоваться положением: «Самые лучшие из людей – это самые полезные для людей». Соответственно, полезность людям – есть важная Сунна, достижимая только путем вовлечения в социальную, общественную, экономическую и другие сферы жизни, в обществе проживания мусульман.
Основными принципами независимости являются владение территорией, культурным достоянием, наличие национального языка и традиций государственности. И мусульмане как граждане страны являются основными носителями этой суверенности и государственности. Мусульмане страны должны быть заинтересованы в стабильности в государстве. Поскольку только в условиях стабильности он может без опасения исповедовать свою религию. Ислам в классическом понимании это – ответственность, а не привилегия.
Сегодня необходимо в профилактической деятельности необходимо актуализировать именно эти созидательные социальные аспекты религии. Активизировать темы по социальной включенности мусульман в жизни страны и их социальной ответственность в сохранении независимости и стабильности в стране.
Поэтому нужно разговаривать с верующими не только на языке догм, но также можно подключать и другие научные аргументы, Например, что мусульманин это не только человек, который посвятил себя служению религии, а прежде всего, мусульманин это хороший хирург, инженер, агроном, бизнесмен и пр.
Также для активизации созидательного потенциала религии можно приводить факты из кино, литературу, книги, театры.
В этой конкурентной среде мусульмане страны как приверженцы традиционного учения должны умело ответить на современные вызовы и вопросы верующих. Как то, например: совместимы ли светскость и ислам? что такое демократия? как повысить свой уровень доходов? и пр., должны обладать умением сопоставлять и брать примеры из светских дисциплин как: физика, философия, география, история для своих проповедей.
По примеру того Ш. Аляутдинова умело подавать базовые положения исламской религии в соотнесении с реалиями современного общества, и приоритетно освещая наиболее волнующие современного человека вопросы в контексте религии ислама.
Избаиров Асылбек Каримович
и.о. профессора кафедры религиоведения
Евразийского Национального университета имени Л.Н. Гумилева
Доктор исторических наук, профессор