«Таблиги Джамаат» – кто они? Как зародилась это течение? Ее особенности?
Ответ эксперта: С момента обретения независимости в страну начали прибывать представители различных исламских течений. Одна из них «Таблиги Джамаат» возникшая в Индии в начале прошлого века.
Это движение зародилось в Индии под влиянием определенных исторических условий. Вторжение Британской империи в Индию создало большую угрозу не только для независимости мусульман региона, но и для их религиозных и культурных особенностей. Английское правительство было главным виновником возникновения и усиления междоусобиц в стране, конфликтов между мусульманами и индусами. Со временем, в результате растущего влияния Запада, многие мусульмане начали покидать Ислам и переходить в христианство. В то же время, плачевное состояние Османской империи после Первой мировой войны и распад халифата стали благоприятным условием для появления многих движений среди местных мусульман. Одним из них стало движение «Таблиги Джамаат».
Основателем движения является Мухаммад Ильяс Кандехлеви (1885-1944 гг.). Родился он в семье известного имама и с детства обучался исламским наукам. На формирование его религиозных убеждений и принципов повлиял суфийский учитель Рашид Ахмад Гандохи. Изначально Ильяс Мухаммад планировал осуществлять свою деятельность путем открытия религиозных медресе. Однако, плохие условия жизни и низкий уровень образования среди населения в Индии существенно препятствовало распространению его идей среди общественности, что натолкнуло на выбор иного метода. В 1925 году по возвращению с хаджа он принялся проповедовать религию путешествуя по всей стране. Период формирования «Таблиги Джамаата» берет свое начало с 1926 года и охватывает весь период времени до крупного собрания сторонников в 1934 году в городе Нух. Так на собрании в 1934 году была обозначена цель организации, особенности и причина зарождения, а медресе в Низамуддине, где обучался Ильяс Мухаммад стало основным центром организации. В настоящее время известно, что центральные офисы религиозной организации «Таблиги Джамаата» является медресе (марказ) «Низамуддин» в Индии, медресе «Райванд» в Пакистане и медресе «Кокрайл» в Бангладеш.
После возвращения Ильяса Мухаммада в 1938 году из паломничества было утверждено «шесть традиций» деятельности «Таблиги Джамаата». В 1944 году незадолго до смерти Ильяса Мухаммада на его место был назначен сын, Мухаммад Юсуф, который пошел по следам отца и посвятил свою жизнь распространению Ислама и приложил немало усилия для расширения движения. В настоящее время организация «Таблиги Джамаат» распространилась на более чем ста государств и количество ее последователей насчитывается около 85 миллионов.
Они являются противниками именования своих последователей «Таблиги Джамаат, Тахрику Иман, Джамаат дагвата, Религиозный дагват (призыв)». Если в обязательном порядке требуется наименование, то предпочитают называть себя «Джамаат обучения имана».
Основные цели и религиозные концепции джамаата охвачены в книгах Ильяса Мухаммада и других лидеров. Среди них наиболее важными являются:
Книги Ильяса Мухаммада «Муслимон ки маужудах басти ор оска илаж» (Отсталость мусульман и пути выхода из этого положения), «Чадж батан» (Шесть точек), «Мальфузат хазрати Мевляна Мухаммад Ильяс» (Сборник изречений Мухаммада Ильяса); труды Мухаммада Закария Кандехлеви «Фазаилул-амал» (Превосходство деяний), «Фазаилу-закат» (Превосходство закята); и книга Мухаммада Юсуфа Кандехлеви «Хаятус-Сахаба» (Жизнь сподвижников). Среди них самой читаемой книгой, к которой очень часто ссылаются при проповедях и с которой неразлучны представители движения является «Фазаилул-амал».
В соответствии с религиозным учением «Таблиги Джамаата» толкование религии является обязанностью не только ученых, но и каждого верующего. Поэтому считая, что каждый мусульманин обязан каждый месяц по 3 дня, в год 40 дней, в течении жизни 4 месяца выходить на путь призыва, обязывают каждого человека к дагвату.
Главная особенность заключается в том, что свою деятельность они ведут на добровольной основе, поэтому нигде нет их официально зарегистрированного офиса, представительства. Зачастую выбирают мечети для своей пропаганды. Таблиги Джамаат хорошо организованы и ведут очень слаженную работу по специальным программам. Регулярно проводятся республиканские, региональные и районные советы (машура) движения. На этих советах устанавливаются стратегические планы и на их основе ведется дальнейшая работа.
Один из основных недостатков – до сих пор считается неприемлемым использовать письменные, устные и визуальные методы средств массовой информации. Они полагают, что проповедь лицом к лицу более влиятельнее как для слушателя, так и для проповедника.
По причине религиозной безграмотности большинства последователей зачастую не придают никакого значения достоверности или ложности информации. Они больше нацелены на количество, чем на качество. Могут повторно и не увидеть человека, которого наставляли на свой путь. Их деятельность недостаточна для улучшения качеств мусульманина и не эффективна в борьбе с различными течениями. Напротив, из-за низкого уровня религиозной грамотности экспертами отмечается тенденция попадания их последователей в сети религиозных экстремистских групп.
Таблиги Джамаат подчиняются только своим избираемым руководителям. В их понимании выступать против своего «руководителя» является большим грехом. Таким образом, зачастую они не подчиняются местным имамам. Более того призывают не слушать имамов, аргументируя это тем, что «они не выходят на дагват».
Во многих случаях выходя на призыв оставляют семью и детей без финансового обеспечения. Несмотря на сложное финансовое положение есть и те, кто продают единственный скот с целью уйти на религиозный призыв. В результате жены и дети, вынужденные голодать приходят в мечеть, чтобы просить помощи и милостыни.
Несмотря на быстрое распространение по всему миру Таблиги Джамаат до сих пор не меняет метод умершего в 1920 году Мевляны Ильяса. Они выбрали мусульман в качестве основного объекта, поэтому попытки расширить Ислам среди немусульман не предпринимаются. Ввиду ограниченности взглядов они не смогли воспитать ученых и интеллектуалов, которые могли бы дать ответы на возникшие современные проблемы. Это показывает насколько они отстали от темпов нашего столетия.
В действительности же несмотря на то, что методы, цели Таблиги Джамаата выполнили свою миссию в той исторической ситуации и условиях Индии прошлых времен, на данный момент слишком примитивны в реалиях бурного развития науки и образования, быстрого распространения информации и недостаточны для обеспечения религиозных потребностей современного мира. Донести Ислам до людей возможно лишь тогда, когда он соответствует современным требованиям, а не остается позади. Не стоит забывать, что Посланник Аллаха (с.а.с.) по указанию Корана проповедовал и доносил Ислам до людских сердец используя все передовые модели и методы своего времени, что позволило в короткий период времени, не ограничиваясь арабской общиной, достигнуть мирового уровня.
Основные центры движения расположены в Индии, Пакистане, Бангладеш. Тем не менее, программы и указания этой организации известны только небольшой группе лидеров движения. По той причине, что организация управляется из-за рубежа, для обеспечения безопасности среди государств СНГ впервые в Узбекистане, а затем в 2006 году в Таджикистане Таблиги Джамаат была признана экстремистской и запрещенной организацией. В 2009 году Российская Федерация ввела запрет на деятельность Таблиги Джамаата на своей территории.
Стоит напомнить, что 26 февраля 2013 года решением Сарыаркинского районного суда города Астаны вынесено решение о запрете деятельности организации «Таблиги Джамаат» в Республике Казахстан.
Слава Всевышнему, сегодня в мечетях и курсах повышения религиозной грамотности при мечетях, интернет-сайтах предоставлена возможность узнать о ценностях Ислама и религии. Поэтому нашей молодежи следует сторониться подобных запрещенных религиозных групп.
Алау Адильбаев PhD,
«Религиовед»,
Источник: e-islam.kz