Вся хвала Аллаху, Господу миров! Благословение и приветствие самому почетному из всех пророков и посланников, нашему Господину Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), а также его семье, сподвижникам и всем!
В последнее время участились разговоры о хукме (шариатском решении) проведения благочестивого маулида Пророка Мухаммада (с.а.у.). Мне не хотелось писать что-либо по данной теме, потому что вопросы, которые сегодня занимают мой разум, как и разум других здравомыслящих мусульман, важнее этой второстепенной проблемы. И речь о ней стала подобна периодическому изданию, которое издается каждый год, сезон, распространяется ежегодно до такой степени, что людям становится скучно, им надоедает слушать такие разговоры.
Прежде чем привести доводы в пользу дозволенности празднования благочестивого маулида Пророка (с.а.у.) и сбора людей для этой цели, мне хочется разъяснить следующие вопросы:
Первое: Мы утверждаем, что, поистине, дозволяется отмечать благочестивый маулид Пророка Мухаммада (с.а.у.), как дозволен и сбор людей для слушания его жизнеописания, восхвалений, посвященных ему, угощения людей пищей и доставления, введения радости в сердца мусульманской общины.
Второе: Мы не говорим, что желательно (сунна) отмечать упомянутый маулид только в какую-то определенную ночь, точнее, тот, кто имеет подобную убежденность, ввел в религию новшество, потому что поминать Посланника Аллаха (с.а.у.) и связывать свои сердца с ним необходимо постоянно, нужно, чтобы наши души были переполнены им.
Однако в месяц рождения Пророка (с.а.у.) человек, призывающий на путь Всевышнего, проявляет больше усилий для приема, встречи людей, их сбора (для распространения среди них знаний по религии и о благородном Пророке (с.а.у.) и испытания переживаний, чувств, переполненных связью времен друг с другом, где они посредством настоящего вспоминают прошлое, из реального времени переносятся в прошлое (т.е. вспоминают о жизни Пророка (с.а.у.), его сподвижников и т.д.).
Третье: Собрания, на которых исполняются маулиды, являются величайшим средством для призыва людей к пути Всевышнего Аллаха, это золотой шанс, случай, который нельзя упускать. Призывающие на путь Аллаха и ученые-богословы обязаны постоянно напоминать мусульманской общине о Пророке (с.а.у.), о его прекраснейших нравах, этике, состояниях, деяниях , взаимоотношениях с другими людьми, поклонении и других сферах его жизни, они должны наставлять их, указывать им на благо и спасение, и предостеречь их от бед, запретных новшеств, зла и всяких смут и заблуждений.
И, поистине, мы всегда призываем к этому, участвуем в этом и говорим людям: самоцелью подобных собраний не являются всего лишь собрания и другие внешние, формальные явления, однако, это прекрасный способ, ведущий к благородной цели. А тот же, кто не извлек для себя ничего полезного, лишен благ благочестивого маулида.
Доводы в пользу дозволенности проведения Маулида.
Довод 1: Отмечание благочестивого маулида Пророка (с.а.у.) является выражением своей радости Избранником Аллаха (с.а.у.), а от подобной радости получил пользу даже неверующий.
В доводе 9 мы подробнее разъясним этот вопрос, потому что основа довода одинакова, даже если разнится способ приведения доказательства, мы использовали этот метод в данном исследовании, дабы избежать повтора.
В сборнике хадисов имама аль-Бухари приводится риуаят о том, как Абу Лахабу в каждый понедельник облегчаются муки по причине освобождения им своей служанки Сувайбы, когда она передала ему радостную весть о рождении Избранника Аллаха (с.а.у.).
По этому поводу аль-Хафиз Шамсуддин Мухаммад ибн Насруддин ад-Димашки, рахимахуллах, сказал:
«Даже если этому неверному, опороченному, порицаемому в Коране словами: «да отсохнут его руки!», которому обещано вечное наказание в Аду, облегчается кара каждый понедельник только за то, что он обрадовался рождению Пророка (с.а.у.).
В таком случае, каково же должно быть состояние раба Аллаха, который всю свою жизнь радовался рождению Пророка (с.а.у.) и умер в единобожии?!».
Эта история, приведенная имамом аль-Бухари в своем сборнике «Сахих», в главе, повествующей о бракосочетании, является мурсаль, а также ее привели:
аль-Хафиз ибн Хаджар в книге «Фатху аль-Бари»,
имам Абдурраззак ас-Сананий в «Аль-Мусаннафу»,
аль-Хафиз аль-Байхаки в книге «Ад-Даляилу»,
Ибн Касир в Сире Пророка (с.а.у.) в книге «Аль-Бидая уа ан-нихая»,
аль-Хафиз аль-Багауи в книге «Шарху ас-Сунна»,
Ибн Хишам.
Даже если эта история и является мурсаль, она все равно принимается, берется за основу, ибо ее привел аль-Бухари, на него опираются ученые-богословы из числа хуфазов, и из-за того, что в данном хадисе говорится лишь о достоинствах (манакиб) и особенностях (хасаис), а не о дозволенном (халяль) и запретном (харам).
А талибы, изучающие шариатские науки, хорошо знают разницу в приведении в качестве довода хадиса, касающегося похвальных качеств (манакиб) и шариатских заключений (ахкам).
Что же касается вопроса принесения пользы неверным их хорошими деяниями, то в этом среди ученых есть разногласия, а данная работа не имеет своей целью подробное его обсуждение. Основа у этого вопроса составляет сообщение, приведенное в книге «Сахих», – об облегчении для Абу Талиба по просьбе Посланника Аллаха (с.а.у.).
Довод 2: Посланник Аллаха (с.а.у.) сам также возвеличивал день своего рождения, выражая в нем благодарность Всевышнему Аллаху за Его величайшее благо, которым Он одарил Пророка (с.а.у.), за то, что Он оказал ему милость – создал его и даровал ему мирскую жизнь, ведь благодаря рождению Пророка (с.а.у.) все сущее возрадовалось и обрело счастье.
Это возвеличивание Пророк (с.а.у.) выражал соблюдением поста, как об этом говорится и в хадисе, (передал Муслимом от Абу Катады):
في الحديث عن أبي قتادة : أن رسول الله صلّى الله عليه وسلّم سُئل عن صيام يوم الاثنين، فقال : فيه وُلدتُ وفيه أُنزل عليَّ . (رواه الإمام مسلم في الصحيح في كتاب الصيام)
Когда у Пророка (с.а.у.) спросили о посте в понедельник, он ответил:
«В этот день я родился, и в нем мне было ниспослано Откровение».
В этих словах Посланника Аллаха (с.а.у.) заключен смысл, что день, в котором он родился, то есть понедельник, можно отмечать, но методы этого бывают разные. Они указывают на правомерность отмечания, независимо от того, отмечается он соблюдением поста или угощением людей пищей, их маджлисом для вспоминания или благословения Пророка (с.а.у.), или слушанием рассказов о его прекраснейших нравственных качествах, совершенствах и достоинствах.
Довод 3: Выражение радости по случаю рождения Пророка (с.а.у.) требуемо, согласно следующим словам Всевышнего Аллаха:
قُلْ بِفَضْلِ اللَّهِ وَبِرَحْمَتِهِ فَبِذَلِكَ فَلْيَفْرَحُواْ (يونس: 58)
Смысл: «Пусть они выражают радость в честь благости и милости Всевышнего Аллаха вам» (сура 10 «Юнус», аят 58).
Всевышний Аллах повелел нам радоваться милости, а Пророк Мухаммад (с.а.у.) – наибольшая милость, ибо Создатель сказал:
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلاَّ رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ (الأنبياء،ر107)
Смысл: «Мы послали тебя лишь только как милость для всех миров» (сура 21 «Аль-Анбия», аят 107).
Довод 4: Пророк (с.а.у) не оставлял без внимания даже давно минувшие важные религиозные события и каждый раз с наступлением времени, когда произошли подобные события, это служило хорошей возможностью, чтобы напомнить о них и возвеличить эти дни.
Пророк (с.а.у.) лично установил это правило, как об этом говорится в достоверном хадисе:
«Когда Пророк (с.а.у.) прибыл в Медину, он обнаружил, что иудеи постятся в день ‘Ашура. Он спросил их о причине этого поста, и они ответили, что это день, в котором Всевышний Аллах потопил фараона и спас их пророка Мусу, алейхи ссалям, и они проводят его в посте в знак благодарности Всевышнему Аллаху за это благо. Тогда Пророк (с.а.у.) сказал: «Мы ближе к Мусе, (а.с.), имеем больше прав на него, чем вы».
С этого дня он также стал возвеличивать день ‘Ашуры соблюдением поста и повелел мусульманам поститься в этот день.
Довод 5: Благочестивый маулид побуждает мусульман призывать благословение (салауат) и приветствие (салям) на Пророка (с.а.у.), которые также требуемы, согласно словам Всевышнего:
[إِنَّ اللَّهَ وَمَلاَئِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيماً] (الأحزاب، 56 )
Смысл: «Поистине, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют Пророка! О те, которые уверовали, вы также благословляйте его и приветствуйте усердно!» (сура 33 «Аль-Ахзаб», аят 56).
А те действия, которые побуждают нас к исполнению требуемого Шариатом, является требуемыми и согласно Шариату.
Сколько же пророческих польз и помощи кроется в совершении салавата Посланнику Аллаха (с.а.у.), ведь их фактически невозможно ни сосчитать, ни описать.
Довод 6: Благочестивый маулид включает в себя вспоминание о рождении благородного Пророка (с.а.у.), его чудес (му‘джиза), его сиры. А разве нам не велено познавать Посланника Аллаха (с.а.у.), и разве не требуется ли от нас следовать ему, подражать, брать за образец его деяния, уверовать в его чудеса и оправдывать его знамения?! Книги же, посвященные мавлидам, полностью отвечают этим целям и требованиям.
Довод 7: Получение вознаграждения путем исполнения хотя бы доли из нашего долга перед Пророком (с.а.у.), рассказывая о его совершеннейших качествах и благих нравах.
Во времена Пророка (с.а.у.) поэты приходили к Посланнику Аллаха (с.а.у.) и декламировали перед ним свои назмы, посвященные ему.
Пророк (с.а.у.) одобрял их, был доволен их деянием, он дарил им подарок и делал для них хорошее дуа . Если Посланник Аллаха (с.а.у.) был доволен тем, кто восхвалял его, то как же он будет не доволен тем, кто собрал его высочайшие достоинства, в то время как в этом заключено приближение к нему путем вызывания его любви и довольства?
Довод 8: Знание совершенств и чудес Пророка (с.а.у.) укрепляет веру в него, увеличивает и усиливает любовь к нему. Ведь человек по своей природе создан любящим красивое, прекрасное, и поистине, нет прекраснее, совершеннее и достойнее нравственных качеств Пророка (с.а.у.), его совершенств и достоинств. Усиление любви к Пророку (с.а.у.) и укрепление веры в него - это требование Шариата, а то, что способствует этому, также является требуемым.
Довод 9: Возвеличивание Пророка (с.а.у.) имеет законное основание в Шариате. А выражение радости дню его благородного рождения, устраивание угощений, собирание людей для поминания Всевышнего, оказание почета и поддержки бедным и нуждающимся являются одними из величайших проявлений возвеличивания, радости и благодарности Всевышнему Аллаху за то, что Он посредством Пророка (с.а.у.) направил нас на путь Своей истинной религии, облагодетельствовал нас, послав к нам Пророка Мухаммада (с.а.у.)!
Довод 10: Посланник Аллаха (с.а.у.) сказал следующее о достоинствах и особенностях пятницы:
«В пятницу был создан Адам, слейхи ссалям».
Из этого следует, что Пророк (с.а.у.) почтил, возвеличил время, о котором достоверно известно, что в нем родился кто-то из пророков Аллаха, мир им всем. В таком случае, как же необходимо почитать день, в котором родился наилучший (с.а.у.) из всех пророков и достойнейший из всех посланников?!
Это возвеличивание не касается только этого дня, оно, в частности, относится и к нему, а также касается других подобных дней и случаев всякий раз, когда они повторяются, подобно тому как в данном случае обстоит дело с пятницей, когда мы выражаем благодарность Всевышнему за его блага, проявляя достоинства и особенности пророчества, возрождая серьезные исторические события, имеющие значимость в истории человечества и для мира вечного.
Точно так же возвеличивание места, в котором родился пророк, берется из случая, когда Джибриль, алейхи ссалям, велел Пророку Мухаммаду (с.а.у.) совершить два ракаата намаза в Вифлееме (Байтал-Ляхм) и затем спросил его:
أتدري أين صلّيت ؟ قال : لا، قال : صلّيتَ ببيت لحم حيث وُلد عيسى (رواه البزّار وأبو يعلى والطبراني)
«Знаешь ли ты, где совершил намаз?» Пророк (с.а.у.) ответил: «Нет». Джибриль u продолжил: «Ты помолился в Вифлееме, где родился пророк ‘Иса, алейхи ссалям».
Об этом повествуется в хадисе от Шаддада бин Ауса, переданном аль-Баззаром, Абу Я‘ла и ат-Табарани. Аль-Хафиз аль-Хайтами в книге «Муджма‘ аз-зауаиди» сказал, что хадис является достоверным. Этот хадис привел и аль-Хафиз Ибн Хаджар в книге «Фатху аль-Барий».
Довод 11: Маулид – это дейло, которое одобрено учеными и мусульманами во всех странах, его отмечают в каждом уголке земли, и это требуемо согласно Шариату, по правилу, взятому из хадиса, рассказанному Ибн Мас‘удом:
ما رآه المسلمون حسناً فهو عند الله حسن، وما رآه المسلمون قبيحاً فهو عند الله قبيح (أخرجه أحمد)
«То, что мусульмане считают хорошим, является хорошим и перед Аллахом, а то, что мусульмане считают мерзким, недостойным, оно является мерзким и для Аллаха». Хадис передал имам Ахмад.
Довод 12: Маулид включает в себя собрание людей, поминание Всевышнего, раздача добровольных пожертвований, восхваление и возвеличивание Пророка Мухаммада (с.а.у.), а это все сунна. Эти все деяния согласно Шариату, также требуются от нас, они восхваляемы. В пользу этого положения говорят достоверные предания, стимулирующие нас заняться ими.
Довод 13: Всевышний Создатель также сказал:
وَكُـلاًّ نَّقُصُّ عَلَيْكَ مِنْ أَنبَاء الرُّسُلِ مَا نُثَبِّتُ بِهِ فُؤَادَكَ (هود،120)
Смысл: «О Пророк! Я рассказываю тебе эпизоды из жизни посланников, от которых укрепляется твоя вера» (сура 11 «Худ», аят 120).
Из этого явствует, что мудрость того, что Всевышний Аллах рассказал Пророку (с.а.у.) эти эпизоды из истории пророков и посланников, кроется в укреплении в его благословенном сердце веры, ее усовершенствовании. И нет никакого сомнения в том, что мы сегодня нуждаемся в укреплении в своих сердцах веры, слушая о жизни и деятельности самого лучшего из пророков больше, чем в этом нуждался он. Поистине, наша нужда в этом велика.
Довод 14: Не все из того, что не совершали наши праведные предшественники (саляфсалихун) и чего не было в начальную эпоху Ислама, является порицаемым и плохим новшеством (бид‘а), которое запрещено совершать и необходимо отвергнуть. Но необходимо сопоставить привнесенное, нововведенное с доводами Шариата. То, в чем содержится благо (маслаха), является необходимым (уаджиб), то, в чем есть запретное (харам), соответственно, – запретным, а то, что включает в себя нежелательное (макрух), является нежелательным, то, в чем есть разрешенное (мубах), – разрешенным, то, в чем содержится одобряемое (мандуб), – одобряемым. А для средств существуют те же самые шариатские решения, что и для целей.
Ученые разделили нововведения на пять категорий:
Необходимое нововведение: например, опровержение и выступление против сторонников заблудших течений, отклонившихся от истинного пути, и изучение грамматики арабского языка (дабы не ошибиться в чтении Священного Корана и благородных хадисов).
Одобряемое нововведение: например, строительство домов для приюта и школ, оглашение призыва к намазу (азан) через минареты и совершение других благих дел, которые не имели места в начальную эпоху Ислама.
Нежелательное нововведение: оно подобно излишнему орнаменту и украшению мечетей и страниц Священного Корана;
Разрешенное нововведение: например, использование сита (для просеивания муки), употребление разнообразной еды и напитков;
Запретное нововведение: это то привнесенное, что противоречит Сунне, и не вписывается в систему шариатских аргументов и не содержит в себе шариатской выгоды, блага.
Довод 15: Не всякое нововведение является запретным. Если бы это было так, то собирание Абу Бакром (р.а.), Умаром (р.а.) и Зайдом (р.а.) текста Священного Корана, фиксирование его на листах из-за страха потерять его текст со смертью чтецов Корана, знавших его наизусть, да будет доволен ими Аллах, тоже было бы запретным.
Также было бы запретным и собирание Умаром (р.а.) людей за одним имамом для совершения намазов-тарауих в месяце Рамадан, говоря при этом: «Какое это прекрасное новшество!».
Было бы запретным написание произведений по всем полезным отраслям знаний, мы были бы обязаны вести войну с неверующими, используя лук и стрелы, в то время как они воюют с нами посредством огнестрельного оружия, артиллерии, танков, авиации, подводных лодок и морского флота.
Было бы запретным оглашение призыва к намазу с минаретов, воздвижение домов для приюта, школ, больниц, скорой помощи, домов для сирот, тюрем. Есть хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в котором говорится:
كُلُّ بِدْعَةٌ ضَلاَلَة
«Всякое нововведение есть заблуждение».
Ученые-богословы отнесли его к плохим новшествам. На подобное ограничение дают разрешение те деяния, которые ввели старшие сподвижники Пророка (с.а.у.) и их последователи (таби‘ун), но которые не были во времена самого Посланника Аллаха (с.а.у.). И мы сегодня ввели множество вещей, которые не совершали праведные предшественники, как, например, сбор людей за одним имамом в конце ночи для совершения желательного намаза-тахаджуд после тарауиха, завершение чтения Корана на нем, произношение мольбы при завершении чтения Корана, выступление имама с проповедью в двадцать седьмую ночь в намазе-тахаджуд, обращение призывающего со словами:
( صلاة القيام أثابكم الله )
«Встаньте на ночной намаз (бодрствования), да вознаградит вас Аллах!» Все это не совершали ни Пророк (с.а.у.), ни кто-либо из праведных предшественников, и разве будет в этом случае запретным новшеством наше следование этим деяниям?!
Довод 16: Отмечание маулида, даже если его не было в эпоху Пророка Мухаммада (с.а.у.), является нововведением, но хорошим нововведением, ибо оно подпадает под шариатские доводы и абсолютные правила. Маулид является нововведением с точки зрения формы его проведения, т.е. специального сбора людей для этого, но не с точки зрения его составных частей, ибо все, что совершается на маулиде, присутствовало и во времена Пророка (с.а.у.), как об этом стало известно из указанного двенадцатого довода в пользу маулида.
Довод 17: Всякое деяние, не имевшее в начальную эпоху Ислама такого метода проведения, как сбор людей, но составные части которого были тогда, согласно Шариату, является законным , ибо то, что состоит из законных действий, само также является законным. И это не является секретом ни для кого.
Довод 18: Имам аш-Шафи‘и (р.а.) говорил:
«Все новшества делятся на два вида. Первое – это новшества, противоречащие или Корану, или Сунне, или иджма‘ или асару. Подобное нововведение является заблуждением. Второе – хорошие новшества, не противоречащие ничему из вышеперечисленного. Такое нововведение разрешено и заслуживает похвалы».
Имам аль-‘Иззу ибн ‘Абд ас-Салам, ан-Науауи, Ибн Асир также отмечают, что нововведения делятся на пять видов.
Довод 19: Каждое благое деяние, которое охватывают шариатские доводы, его введение не имеет целью противоречие Шариату, оно не содержит в себе что-либо порицаемое, – относятся к религии.
Мнение фанатика, что, якобы, это не совершали праведные предшественники (саляфу салих), вовсе не является доводом, напротив, это отсутствие довода. И это не секрет для человека, занимающегося изучением науки основ религии (усуль). Наш законодатель – Пророк (мир ему и благословение Аллаха) – назвал нововведение, приводящее к правильному пути, сунной (желательным), и обещал для совершающего его вознаграждение, ибо сказано в его хадисе:
مَنْ سنّ في الإسلام سنة حسنة فعمل بها بعده كُتب له مثل أجر مَن عمل بها ولا ينقص من أجورهم شيء (رواه مسلم)
«Тому, кто привносит в Ислам благую традицию, воздается вознаграждение за нее, а также и за тех, кто следовал этому, при этом не уменьшается их собственное вознаграждение». Передал Муслим.
Довод 20: Чествование маулида Пророка (с.а.у.) является возрождением памяти об Избраннике Аллаха (с.а.у.), и это разрешено и является законным в Исламе. Ведь ты видишь, что большинство обрядов хаджа являются возрождением достопримечательных воспоминаний, событий и восхваляемых мест. Например, хождение (са‘ю) между холмами Сафа и Маруа, кидание камушек, жертвоприношение животных в местности Мина – все это связано с давно минувшими событиями. И мусульмане оживляют память о них, обновляя, выполняя их таким же образом и в настоящее время. А доводом в пользу этого служат слова Всевышнего Аллаха (обращенные к пророку Ибрахиму, алейхи ссалям:
(وَأَذِّن فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ) (الحج،27)
Смысл: «Провозгласи среди людей то, что они обязаны совершить хадж» (сура 22 «Аль-Хадж», аят 27), а также слова Всевышнего, приведенные в истории о пророках Ибрахиме и Исмаиле, мир им:
(وَأَرِِنَا مَنَاسِِكَنَا) (البقرة، 128)
Смысл:«Научи нас обрядам поклонения (или хаджа)» (сура 2 «Аль-Бакара», аят 128).
Довод 21: Все доводы, которые мы упомянули выше в пользу законности маулида, говорят о таком маулиде, лишенном порицаемых аспектов, которые необходимо отвергнуть.
Если же маулид охватывает что-либо из таких вещей, которые необходимо отвергнуть, подобно смешиванию мужчин с женщинами, совершению грехов, излишнему расточительству, которыми недоволен Хозяин маулида (с.а.у.) - нет никакого сомнения в том, что это запретно и воспрещаемо.
Однако запрет в таком случае будет касаться конкретных негативных случаев, но не будет затрагивать саму сущность маулида. И это не является секретом для того, кто поразмыслит над этим.