Для начала, мы должны напомнить, что Абу Ханифа является выдающимся ученым, гордостью исламского мира, в совершенстве владевшим наукой хадисоведение.
Яхья ибн Адам, известный ученый, шейх великого усеного Имама Бухари по этому поводу сказал: «Нугман (то есть Абу Ханифа) собрал все хадисы своего края.Все, что имело хоть малейшее отношение к Пророку (с.а.в), он исследовал до конца». Хасан ибн Салих - один из равиев (передатчиков хадисов) Имама аль-Бухари, отметил исключительное место Абу Ханифы в науке хадисоведения: «Абу Ханифа очень хорошо исследовал «насих»1 и «мансух»2 хадисы. Среди куфийцев он был ученым, знавшим в совершенстве хадисы и скрупулезно придерживался всех принципов, которых придерживалась община верующих. Он также заучивал все хадисы и асар ( переданное от сахабов и прежних поколений), которые достигали его края».
Если прийти к вопросу, почему Абу Ханифа не руководствовался некоторыми «сахих» (достоверными) хадисами то надо отметить, что в ханафитском мазхабе и маликитском мазхабе не каждый «сахих» хадис является доказательством.
То есть, «сахих» хадис должен соответствовать определенным условиям, чтобы быть принятым в качестве доказательства при руководстве в определенных ситуациях. Прежде чем приступить к разъяснению этих условий, необходимо раскрыть смысл следующих терминов.
«Сахих» хадис - это достоверный хадис, не обремененный никакими «недостатками» и не являющийся «шааз»3 и, переданный неразрывной цепочкой передатчиков, характеризирующихся исключительной набожностью, справедливостью и памятью.
«Мутаватир» хадис - это хадис, который передало такое число передатчиков, что невозможен их преднамеренный или непреднамеренный сговор во лжи.
«Ахад» хадис - слова Посланника Аллаха (с.а.в.) переданные небольшим количеством людей, не соответствующий условиям мутаватир хадиса.
Первое условие:
Для того чтобы, «сахих» хадис, дошедший путем ахад (т.е. «ахад сахих» хадис), был принят в качестве доказательства для руководства в определенных ситуациях, он не должен противоречить общим положениям и правилам, содержащимся в аятах Священного Корами и мутаватир хадисах. Выражаясь иначе, общее и ясное правило Ислама установленное аятами Священного Ко рана и закрепленное мутаватир хадисами, не может быть ограничено единичным (ахад) хадисом, т.е. нельзя ост» вить ясный приказ Всевышнего Аллаха на основе лини, одного хадиса (ахад хадиса). Например, в Коране сказами «Безусловно, обязательная молитва (намаз) должна совершаться в установленное время» (сура «Ниса», 103 аят), значит, каждая обязательная молитва-намаз совершается в определенное время. Также во многих мутаватир хадисах говорится о том, что каждая молитва имеет свое определенное время и совершать их необходимо в строго установленное время. То есть, и в Священном Коране, и в мутаватир хадисах указывается на то, что каждая обязательная молитва имеет свое определенное время и это является примером общего и ясного положения, правила в Исламе.
Для того чтобы доказать допустимость изменения этого общего и ясно изложенного правила (т.е. совершения обязательной молитвы в строго определенное время) при таких обстоятельствах как поездка, путешествие, требуются очень сильные доказательства. Недостаточно того, чтобы хадис, используемый в качестве доказательства, был «ахад сахих» (единичный достоверный), потому как хадис, дошедший до нас путем ахад, является «зонни», то есть содержит сомнение, хоть и очень малую долю. А в мутаватир хадисах нет ни пылинки сомнения. Следовательно, общее и ясное правило, закрепленное аятом или мутаватир хадисами, нельзя изменить с помощью «ахад хадисов» (единичных достоверных хадисов). Вот поэтому в ханафитском мазхабе, во время поездок, не допускается совмещение двух намазов (т.е. совершать два разных обязательных намаза в одно время).
Хадис, разрешающий во время поездок объединять намазы хотя и является «сахих» (достоверным), он дошел до нас путем ахад, т.е. является единичным, его нельзя квалифицировать как мутаватир хадис.
Ханафитские ученые толкуют сахих ахад хадис, разрешающий объединение молитв, в соответствии с общими и ясными положениями, содержащимися в Священном Коране и мутаватир хадисах. Например, они толковали объединение «зухр» и «аср» намазов, как совершение «зухр» намаза в последний отрезок времени установленного для него периода, а совершение «аср» намаза в самый начальный отрезок времени установленного для него периода.
По ханафитскому мазхабу, во время хаджа на Арафате, совершать «зухр» и «аср» намазы, совместив их в одно время, является сунной Пророка (с.а.в.). Совмещение «магриб» и «иша» намазов во время хаджа на Муздалифе является сунной Пророка (с.а.в.). Объясняется это тем, что хадисы в которых говорится о том, что Пророк (с.а.в.) во время хаджа на Арафате и Муздалифе совершал эти намазы таким образом, являются «мутаватир» хадисами.
Следовательно, нельзя делать поспешных выводов в вопросе «почему в ханафитском мазхабе не допускается совмещение двух намазов, т.е. совершать два разных обязательных намаза в одно время, несмотря на существование сахих хадиса?».
Тем более глубоко ошибочно утверждать, что якобы Имам А’зам не знал о существовании «сахих» хадиса, допускающего объединение намазов.
Из сказанного нетрудно увидеть твердость и последовательность Абу Ханифы в вопросе принятия фатв, | опираясь на «ахад» хадисы, даже если они и «сахих» (достоверные).
Его принцип был таков: «не правомерно ограничивать общие и ясные правила и положения, установленные Священным Кораном и мутаватир хадисами посредством «ахад сахих» хадисов (т.е. единичных сахих хадисов). То есть не допустимо оставлять ясный приказ Всевышнего Аллаха, пришедший в аяте или мутаватир хадисах, на основе лишь «ахад» (единичного) хадиса.
Как видно, Абу Ханифа относился к «ахад» хадисам с большой осторожностью. Он считал неверным менять общие и ясные положения и правила, закрепленные Священным Кораном и мутаватир хадисами, на основе хоть и «сахих», но «зонни», т.е. содержащими очень малую долю (на вес пылинки) сомнения «ахад» хадисами.
Второе условие:
Чтобы ахад хадис считался доказательством для руководства в определенных ситуациях, передатчик хадиса должен следовать требованиям хадиса. Если сахаба, т.е. сподвижник Пророка (с.а.в.), передавший сахих хадис, не следует требованиям переданного собой хадиса, то фатва в ханафитском мазхабе будет основываться не на тексте хадиса, а на его действиях. Так как если сахаба совершает действия не соответствующие тексту хадиса, то это может говорить о том, что переданный им хадис стал «мансух», т.е. решение, содержащееся в нем, было аннулировано другим хадисом или аятом. В противном случае, такой хадис теряет свой статус «сахих» (достоверный) потому, что одно из условий достоверности хадиса - это «наличие качеств верности, правдивости и справедливости у передатчика». Но если передатчик хадиса в реальной жизни действует не в соответствии с переданным им хадисом, это может говорить о недостатке у него этих качеств, что ведет к потере хадисом уровня «сахих».
Например, в ханафитском мазхабе не руководствуются следующим хадисом переданным Абу Хурайрой (р.а.) от Пророка (с.а.в.): «Если собака оближит вашу посуду, помойте её семь раз, вначале протерев её землей». Так как есть достоверные сообщения о том, что сам Абу Хурайра (р.а.), в действительности, мыл посуду, облизанную собакой, лишь три раза. Возможно, что Абу Хурайра (р.а.) не действовал в соответствии с переданным собой хадисом оттого, что знал более поздний хадис Пророка (с.а.в.). Т.е. переданный им хадис мог стать «мансух» и поэтому он действовал иначе. В силу этих причин в ханафистком мазхабе за основу берется не переданный Абу Хурайрой (р.а.) хадис, а его действия.
Материал из книги «Ответы на актуальные Исламские вопросы»
Ummet.kz
1. Насих - отменящие
2. Мансух - отмененные
3. Шааз - единичный хадис, переданный надежным «равви» (передатчиком), но который противоречит другим хаднсим переданными более надежными «равиями» (передатчиками)