Нет ничего другого, что так беспокоит сердца благочестивых людей, как опасность ухода из жизни без имана. По этой причине льются их слезы и боятся их сердца. И как же может быть иначе, ведь в достоверном хадисе, переданном в обеих сборниках Бухари и Муслима от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), говорится:
وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ الْجَنَّةِ حَتَّى مَا يَكُونُ بَيْنَهُ وَبَيْنَهَا غَيْرُ ذِرَاعٍ أَوْ ذِرَاعَيْنِ فَيَسْبِقُ عَلَيْهِ الْكِتَابُ فَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ فَيَدْخُلُهَا
«…И, поистине, человек может совершать деяния обитателей Рая, пока он не окажется от Рая на расстоянии всего лишь одного или двух локтей, после чего написанное ему на роду будто бы одерживает верх над ним, и он станет совершать деяния обитателей Ада и попадёт в него». (Бухари 3208, Муслим 2643)
Праведные люди всегда помнят эти слова, более того, они всегда находятся перед их глазами. Если будет учитываться только, то на чем мы закончим нашу жизнь, то плохой конец – это самая большая беда, которая может постигнуть человека, и самый большой убыток, который может понести человек. Через СМИ или от окружающих нас людей мы часто слышим о положении тех, кто закончил свои жизни не самым лучшим образом. Их настигла смерть, когда они были заняты делами, которыми недоволен Всевышний Аллах. И у каждого, кто размышляет, возникает вопрос: каковы причины такого плохого конца и какие грехи могут привести к уходу человека из жизни без имана? На такие причины и грехи указывается в Священном Коране и в Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а здесь мы расскажем о некоторых из них. Отклонение в акыде Самой главной причиной является неправильное вероубеждение (акыда) или какие-то отклонения в нем, ибо тот, кто не придерживается истинного пути, не может достичь успеха. Отсутствие правильной акыды – это основа всех бед и несчастий. Ведь без него не принимаются благие деяния и теряется всё вознаграждение.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
وَالَّذِينَ كَفَرُوا أَعْمَالُهُمْ كَسَرَابٍ بِقِيعَةٍ يَحْسَبُهُ الظَّمْآنُ مَاءً حَتَّىٰ إِذَا جَاءَهُ لَمْ يَجِدْهُ شَيْئًا (смысл):
«А у тех, которые стали неверными (не имели правильную акыду), деяния их [которые они совершали в этом мире], от которых они ожидают получить пользу в День Суда, подобны миражу в пустыне. Жаждущий считает его издалека водой, а когда подойдет к нему, видит, что это – ничто» (сура Ан-Нур,39).
Противоречие между явными и скрытыми делами Если человек на людях старается выглядит праведным рабом Всевышнего, совершает поклонения и показывает, что он следует истине, а его внутренний мир противоречит всему этому, то такое поведение человека является грехом, который может стать причиной его ухода из жизни без имана. Именно о таком человеке и говорится так, как говорят учёные в вышеприведённом хадисе. Когда человек совершает грехи, особенно когда он совершает их скрытно, это влияет на его сердце. По этой причине на его сердце появляется корка. При совершении одного греха на сердце человека появляется пятно. И если он срочно не выведет пятно истинным покаянием, то оно может увеличиться и охватить всё сердце, как говорится в Священном Коране:
كَلَّا ۖ بَلْ ۜ رَانَ عَلَىٰ قُلُوبِهِمْ مَا كَانُوا يَكْسِبُونَ (смысл):
«Так нет же! [Совсем не так, как утверждают они!] Наоборот, (Коран не является сборником мифов, это – слова Аллаха, которое Он дал откровением Своему пророку). Закрылись их сердца перед признанием истины из-за тех грехов, которые они совершали» (сура Аль-Мутаффифин, 14).
Поэтому совершение любых грехов, особенно скрытых, может быть причиной плохого конца. Неблагодарность человека Всевышнему Аллаху за свой иман и за свою принадлежность к Исламу может привести к тому, что у него может быть отнята его вера, и он умрет без имана. Поистине, самой большой благодатью Всевышнего Аллаха для нас является, что Он одарил нас иманом и удостоил нас чести принять Ислам, а отказ от проявления благодарности за такое благо станет причиной того, что в момент своей кончины человек будет оставлен без имана и уйдет из этого мира неверующим. Также отсутствие у человека боязни того, что у него может быть отнят иман, является другой причиной плохого конца. Даже любимцы Аллаха чувствовали такой страх. Если они боялись потерять свой иман, то мы должны днем и ночью не выпускать этот страх из своего сознания. Поэтому каждый человек должен следовать правильной акыде, всегда в явном и скрытном соответствовать канонам религии и стараться не совершать грехи, а если оступился, то срочно покаяться. Если человек сумеет выполнить это, будет благодарить за благо имана и боятся потерять его, значит, он защитит свой иман, которым удостоил его Всевышний Аллах.
Рашид Саидов