25
Ср,
дек

һижри

Почему ханафитов называют матуридитами?

Почему ханафитов называют матуридитами?

Вероубеждение
Объявление

«Абу Ханифа является имамом не только в области фикха, но и в области акыды. Так почему ханафиты придерживаются взглядов матуриди, а не Абу Ханифы?». Давайте кратко рассмотрим данный вопрос.

Во времена имама Абу Ханифы сама «Акыда» еще не развивалась как самостоятельная отрасль науки. В то время фикх включал в себя не только акыду, но и моральные вопросы. Имамы Ашари и Матуриди систематически разрабатывали традиционную суннитскую науку акыды. По сути, фикх (шариат) и акыда - две разные дисциплины. Фикх имеет дело с правилами поклонения Аллаху, а акыда имеет дело с основами веры.

Хотя имам Абу Ханифа первоначально написал книгу в области акыды, она была очень краткой. В основном он занимался фикхом.

С другой стороны, имам Матуриди основываясь на учениях имама Агзама (Абу Ханифа) систематизировал вопросы, связанные с основами веры (акыда), используя метод каляма, который фокусируется на разуме, а также на аятах и хадисах. В Самарканде в дебатах с представителями различных течений он добился больших успехов, используя метод каляма.

Вот почему мы придерживаемся Матуриди в сфере акыды. Мазхаб матуридизма называется ханафизм, потому что Матуриди основывался на взглядах Абу Ханифы. То есть его путь не отделен от ханафизма, а даже считается его продолжением. Однако, как отмечалось выше, имам Матуриди – ученый, который неустанно трудился, чтобы обучить сотни учеников и способствовать развитию ханафизма и традиционных суннитских взглядов в Центральной Азии, чтобы обуздать распространение заблуждений среди мусульман.

В трудах имама Агзама рассматриваются сыфаты Аллаха, истинность веры, необходимость познания Аллаха размышлением или аятами и хадисами, добро и зло, предопределение и другие вопросы веры. Если мы сравним взгляды имама Агзама, лидера иракских ученых Ислама того времени, в этих работах, со взглядами имама Матуриди, то нетрудно увидеть их идентичность и единообразие. По этой причине исследователи не различают двух ученых.

Имам Абу Ханифа рассказал об основах «Акыды», в то время как имам Матуриди подробно объяснил их.

Захид аль-Каусари, один из великих ученых ханафитского мазхаба, говорит во введении к своей книге «Ишарат аль-Марам»: «Жители Мауреннахра жили мирно и сторонились нововведений и смут. Они строго придерживались сунны, и передавали эту традицию из поколения в поколение. Из этой местности вышел ученый Абу Мансур аль-Матуриди, который останавливался на каждом вопросе, различал их, приводя ясные доказательства и разъясняя их».

Работы Матуриди дают нам понять, что он был авторитетным ученым в области каляма, методологии юриспруденции и комментариев (тафсира). Исторические источники утверждают, что имам Матуриди изучал книги имама Агзама с помощью своих учителей Абу Насира Ахмада ибн Аббаса аль-Байади, Ахмада ибн Исхака аль-Джурджани и Насира ибн Яхья аль-Балхи, и они учились у Абу Сулеймана Мусы аль-Джурджани, в то время как учитель аль-Джурджани получал знания у Мухаммада ибн Хасана аль-Шейбани. Он читал работы Абу Ханифы об «Акыде» и основывал свои взгляды на его учениях. В связи с этим Матуриди считается последователем Абу Ханифы, а его школа называется Ханафи.

Алау Адильбаев

Поделиться: