25
Ср,
дек

һижри

Ясное указание на непричастность псевдосаляфов (ваххабитов) к акыде ахлю сунна

Вероубеждение
Объявление

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам. Наши праведные предшественники (саляф ас-салих)[1]  твердо верили во все то, чем Аллах описал Себя в Коране или же Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисах. Вместе с тем, они были убеждены, что нет ничего подобного Аллаху, Его не охватывает сторона и место, Он не имеет границ, не состоит из частей тела, и Его Сущность невозможно представить.

Ваххабиты же пытаются создать иллюзию того, что их отклоненные и нововведенческие убеждения, которые они исповедуют в отношении Аллаха - это убеждения праведных предшественников (саляфу-с-салих). Они считают, что саляфы также как и они, были убеждены, что Аллах находится наверху занимая место и, что Его сущность имеет границы. 

 С помощью Аллаха приведем некоторые высказывания праведных предшественников, которые развеют этот миф. 

1. Известный мухаддис своего времени, потомок Хусейна, да будет доволен им Аллах, имам Муртаза аз-Забиди аль-Хусайни аль-Ханафи (1145-1205 гг. х) передал в своей книге «Итхаф» стихи своего прямого предка, табиина, имама Зайнуль-Абидина Али (38-95 гг.х) сына Хусейна ибн Али ибн Аби Талиба, да будет доволен ими Аллах. Муртаза аз-Забиди писал:
ومن ذلك دعاء أهل البيت في خصوص هذا الموقف المذكور في الصحيفة السجادية وهو ما أخبرنا السيد القطب محي الدين نور الحق بن عبد الله الحسيني، والسيد عمر بن أحمد بن عقيل الحسيني، عن محمد طاهر الكوراني، عن أبيه إبراهيم بن الحسن الكوراني، عن المعمر عبد الله بن سعد الله المدني، عن الشيخ قطب الدين محمد بن أحمد الحنفي، عن أبيه، عن الإمام الحافظ نور الدين أبي الفتوح أحمد بن عبد الله الطاووسي، عن السيد شرف الدين محمد المطلق الحسيني، عن قطب الأقطاب السيد جلال الدين الحسيني بن أحمد بن الحسين الحسيني، عن أبيه، عن جده، عن أبيه السيد أبي المؤيد علي، عن أبيه أبي الحارث جعفر، عن أبيه محمد، عن أبيه محمود، عن أبيه عبد الله، عن أبيه علي الأشقر، عن أبيه أبي الحارث جعفر، عن أبيه علي النقي ، عن أبيه محمد التقي، عن أبيه علي الرضا، عن أبيه موسى الكاظم، عن أبيه جعفر الصادق، عن أبيه محمد الباقر، عن أبيه الإمام السجاد ذي النفقات زين العابدين علي بن الحسين بن علي بن أبي طالب رضي الله عنهم أجمعين أنه كان يقول في يوم عرفة: أنت الله الذي لا يحويك مكان ، أنت الله الذي لا تحد فتكون محدودا

«И из этого дуа «Ахлю аль-Байт» в определенное время упоминаемое в «Сахифа ас-Саджадия», и это то, что передал нам сайид, кутб Мухйиддин Нуруль-Хакк ибн Абдуллах аль-Хусайни и сайид Умар ибн Ахмад ибн Акыль аль-Хусайни, от Мухаммада Тахира аль-Каврани, от его отца Ибрахима ибн Хасана аль-Каврани, от аль-Муаммар Абдуллах ибн Са’дуллах аль-Мадани, от шейха Кутбуддина Мухаммада ибн Ахмада аль-Ханафи, от его отца, от имама, хафиза Нуруддин Абуль-Футух Ахмад ибн Абдуллах ат-Тавуси, от сайида Шарафуддин Мухаммад Мультака аль-Хусайни, от кутба кутбов, сайида Джалалуддина аль-Хусайни ибн Ахмад ибн Хусайн аль-Хусайни, от его отца, от его деда, от его отца сайида Абуль-Муайид Али, от его отца Абуль-Харифа Джафара, от его отца Мухаммада, от его отца Махмуда, от его отца Абдуллаха, от его отца Али аль-Ашкар, от его отца Абуль-Харис Джафар, от его отца Али ан-Накъи, от его отца Мухаммада ан-Накъи, от его отца Али ар-Рида, от его отца Мусы аль-Казим, от его отца Джафара ас-Садика, от его отца Мухаммада аль-Бакира, от его отца имама ас-Саджад, Зайнуль-Абидина Али ибн Хусейна ибн Али ибн Аби Талиба, да будет доволен ими Аллах, который говорил в день Арафа:

(далее идет большое дуа, в тексте которого есть такие строки:)

«…Ты Аллах, Тот, которого не охватывает место…»

«…Ты Аллах, Тот, который не имеет границ, чтобы быть ограниченным».

[Муртаза аз-Забиди, «Итхаф садат аль-муттакин», 4/380]

 

2. Имам Абу Ханифа (80-150 гг.х) сказал в своем послании «Аль-Уасийя» следующее:

ولقاءُ الله تعالى لأهلِ الجنة حقٌ بلا كيفيةٍ ولا تشبيهٍ ولا جهةٍ

«Видение Всевышнего Аллаха для обитателей Рая, без образа, без подобия и без стороны является истиной».

Также говорит в этой же рисале:
ونقِرُّ بأنَّ اللهَ سبحانه وتعالى على العرشِ استوى من غيرِ أن يكونَ له حاجةٌ واستقرار عليه ، وهو حافظٌ على العرشِ وغيرِ العرش مِن غير احتياج ، فلو كان محتاجا لما قدَر على إيجاد العالم وتدبيرِه كالمخلوقين ، ولو كان محتاجا إلى الجلوس والقرار فقبل خلق العرش أين كان الله ؟ تعالى الله عن ذلك علوًّا كبيرًا

«Мы утверждаем: Всевышний Аллах, субханаху уа таъаля, совершил истиуа над троном без какой-либо нужды в этом и без утверждения/занимания места. Он хранитель Арша и всего другого помимо Арша, без какой-либо нужды. Если бы Он нуждался в чем-то, то Он не был бы в состоянии сотворить миры и управлять ими, как творениями. Если бы Он нуждался в том, чтобы сидеть (джулюс) на Арше и в занимании места (къарар), тогда где был Аллах до создания Арша? Превыше Аллах от всего этого великим превознесением!».

Такж имам Абу Ханифа сказал в книге «Фикх аль-Акбар»:

والله تعالى يُرى في الآخرة، ويراه المؤمنون وهم في الجنة بأعين رؤوسهم بلا تشبيه ولا كميّة، ولا يكون بينه وبين خلقه مسافة

«Аллаха увидят на том свете. Его увидят мусульмане в Раю глазами, без уподобления и не бывает между ним и созданиями расстояние».

 

3. Хафиз Абу Нуайм аль-Асбахани (336-430 гг.х) передал в книге «Хильятуль аулия» случай произошедший с Яхья ибн Муаз ар-Рази (ум. 258 г.х):
أخبرنا عبد الواحد بن بكر ، حدثني أحمد بن محمد بن علي البردعي ، ثنا طاهر بن إسماعيل الرازي قال : قيل ليحيى بن معاذ : أخبرني عن الله ما هو ؟ قال : إله واحد ، قال : كيف هو ؟ قال : ملك قادر ؟ قال : أين هو ؟ قال : بالمرصاد ، قال : ليس عن هذا أسألك. قال يحيى : فذاك صفة المخلوق فأما صفة الخالق فقد أخبرتك.

Нам сообщил Абдул-Уахид ибн Бакр: мне передал Ахмад ибн Мухаммад ибн Али аль-Барда’и: нам передал Тахир ибн Исмаил ар-Рази, сказав: 

«Было сказано Яхье ибн Му’азу: «Поведай мне об Аллахе, что представляет собой Он? Яхья ответил: «Единое Божество». Тот спросил: «Каков Он?», – он ответил: «Владыка Могущественный». Тот спросил: «Где Он?», – он ответил: «В засаде», – на что тот сказал: «Не об этом я тебя спрашиваю!», – Яхья сказал: «Так то, о чем ты хотел спросить – качества сотворённых, что же касается Качеств Творца, то я уже поведал тебе».

[Привел хафиз Абу Нуам в книге «Хильят», а также хафиз Ибн аль-Джаузи в книге «Сифат ас-Сафуа»]

 

Атеист (по версии ибн аль-Джаузи) задал ему вопрос, подразумевая именно местонахождение Аллаха. Из ответа же нашего праведного предшественника, аскета, имама – Яхьи ибн Му’аза ар-Рази, который он дал этому безбожнику, мы понимаем, что вопрос о местонахождении недопустим в отношении Аллаха, так как «место», «сторона» – это характеристики, которыми описываются лишь творения, но не Творец. 

Слово «в засаде» пришло в аяте Корана. Его смысл следующий:

Тафсир ибн Касира: 
وقوله : ( إن ربك لبالمرصاد ) قال ابن عباس : يسمع ويرى . يعني : يرصد خلقه فيما يعملون

«Слова Аллаха: «Поистине, Господь твой в засаде» [Коран, 89:14], - сказал Ибну Аббас: «Слушает и видит», – это означает: «Следит за творениями Своими в том, что они совершают»».

 

4. Известный хадисовед Ибн Кутейба ад-Динури (213-276 гг. х) сказал:
ولما رأى قوم من الناس إفراط هؤلاء في النفي عارضوهم بالإفراط في التمثيل فقالوا بالتشبيه المحض، وبالأقطار والحدود، وحملوا الألفاظ الجائية في الحديث على ظاهرها، وقالوا بالكيفية فيها، وحملوا من مستشنع الحديث: عرق الخيل وحديث عرفات وأشباه هذا من الموضوع ما رأوا أن الإقرار به من السنة وفي إنكاره الريبة وكلا الفريقين غالط وقد جعل الله التوسط منزلة العدل ونهى عن الغلو فيما دون صفاته من أمر ديننا فضلاً عن صفاته ووضع عنا أن نفكر فيه كيف كان وكيف قدر وكيف خلق ولم يكلفنا ما لم يجعله في تركيبنا ووسعنا.

«И когда люди увидели чрезмерность этих (людей) в отрицании, они возразили им чрезмерностью в уподоблении и начали нести чистейшее уподобление и говорить о сторонах и границах. Они стали воспринимать слова приходящие в хадисе на их буквальном смысле и говорить об их образе. Они обратились к самому отвратительному пониманию хадиса, наподобие хадиса о поте лошади и хадисе об Арафате и им подобных из числа вымышленных, подтверждение которых, они увидели сунной, а отрицание которых, они посчитали сомнением. И обе эти группы ошибаются, ведь Всевышний Аллах сделал срединный путь – положением справедливости и запретил чрезмерность во всем в нашей религии, кроме как того, что касается Его атрибутов, они исключаются. Он избавил нас от того, чтобы думать: каким Он был, как Смог и как Создал. И Он не возложил на нас то, что не свойственно нашему строению и нашим возможностям».

[Ибн Кутейба, «Ихтиляф фи лафз уа радд аля Джахмия ва Мушаббиха», стр. 34]

 

5. Другой саляф, имам в знании арабского языка, грамматик, Абу Исхак Ибрахим аз-Заджадж аль-Багдади (241-311 гг.х) сказал:

العلي : فاللهُ تعالى عالٍ على خلْقِه , وهو عليٌّ عليهم بقُدْرتِه , ولا يجب أنْ يُذهَبَ بالعلوِّ ارتفاعَ مكانٍ , إذ قد بيَّنا أن ذلك لا يجوز في صفاتِه الظاهر : فهو مِن العلوِّ , واللهُ تعالى عالٍ على كلِّ شيءٍ , وليس المرادُ بالعلوِّ ارتفاعُ المحلِّ , لأنَّ اللهَ تعالى يجلُّ عن المحلِّ والمكانِ , وإنما العلوُّ علوُّ الشأْنِ وارتفاعُ السلطانِ ويؤكد الْوَجْه الآخر قَوْله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم فِي دُعَائِهِ (أَنْت الظَّاهِر فَلَيْسَ فَوْقك شَيْء وَأَنت الْبَاطِن فَلَيْسَ دُونك شَيْء)

«“Аль-‘Алий” (Возвышенный): Всевышний Аллах возвышен над своими творениями, Он возвышен над ними Своим могуществом. И не обязательно чтобы возвышением утверждалось возвышение места, т.к. мы разъяснили, что это недопустимо в качествах Аллаха.

“аз-Захир” (Явный): это в смысле возвышенности. Всевышний Аллах возвышен над каждой вещью. Под возвышенностью не имеется виду возвышенность места, потому что Всевышний Аллах выше того чтобы Он занимал место. Это возвышенность есть возвышенность достоинства и власти. Усиливает последнюю позицию слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в его мольбе: “Ты Явный, нет над Тобой ничего, Ты Скрытый, нет под Тобой ничего”».

[Аз-Заджадж, «Тафсир АсмаиЛляхи аль-Хусна», стр. 48 и 60; Дамаск: Даруль Мамун ли Турас: 1406/1986]

 

6. Изложивший акыду имамов Абу Ханифы, и его двух учеников, Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани, имам Абу Джафар ат-Тахауи (239-321 гг.х) сказал в своей книге известной как «Акыда ат-Тахауийя»:
وَتَعَالَى عَنِ الْحُدُودِ وَالْغَايَاتِ وَالْأَرْكَانِ وَالْأَعْضَاءِ وَالْأَدَوَاتِ، لَا تَحْوِيهِ الْجِهَاتُ السِّتُّ كَسَائِرِ الْمُبْتَدَعَاتِ

«Он превыше того, чтобы быть каким-то образом ограниченным, превыше того, чтобы быть в каких-то рамках или иметь части, конечности или органы. Он не находится в шести сторонах света, как всё сотворенное».

 

7. Имам Ахлю-Сунны Абуль-Хасан аль-Аш`ари (260-324 гг.х) сказал:
كان الله ولا مكان فخلق العرش والكرسي ولم يحتج إلى مكان، وهو بعد خلق المكان كما كان قبل خلقه
«Был Аллах и не было места, затем сотворил Он Арш и Курси и не стал нуждаться в месте. И Он после сотворения места остался таким же, каким был до его сотворения».

[Ибн Асакир, «Табйинуль казб аль-Муфтари», стр. 150]

 

8. Великий имам ахлю-Сунны, Абу Мансур аль-Матуриди (ум. 333 г.х.) сказал в книге «Китаб Таухид» (стр. 75-76):

وأما رفع الأيدي إلى السماء فعلى العبادة، ولله أن يَتَعَبَّد عباده بما شاء، ويوجههم إلى حيث شاء، وإن ظن من يظن أن رفع الأبصار إلى السماء لأن الله من ذلك الوجه إنما هو كظن من يزعم أنه إلى جهة أسفل الأرض بما يضع عليها وجهه متوجهاً في الصلاة ونحوها، وكظن من يزعم أنه في شرق الأرض وغربها بما يتوجه إلى ذلك في الصلاة، أو نحو مكة لخروجه إلى الحج

«Что касается поднятия рук к небу, то это для поклонения (то есть так установил Шариат). Аллах же устанавливает правила поклонения для рабов как пожелает и направляет к чему пожелает. Поистине, предположение того, кто полагает, что взор к небу поднимают по причине того, что Аллах находится там, подобно предположению того, кто считает, что Он в низе земли, потому что он направляет своей лицо к ней в молитве. Оно подобно предположению того, кто полагает, что Он на западе земли или на востоке, потому что направляется в молитве в эту сторону. Или например в стороне Мекки, потому что туда он отправляется на хадж».

 

9. Имам Аль Хаким Ас Самарканди (ум. 345 гг.х) в книге «Ас Сауадуль А’зам аля Мазхабиль Имамиль Азам» по поводу приписывания Всевышнему Аллаху места говорит:

أنه ينبغِي له ألا يُثبِتَ له تعالى مكاناً ولا مجيئاً ولا ذَهاباً ولا صفةً كصفةِ المخلوقين , لأنَّ تمامَ الإيمانِ أن يَعرِفَ اللهَ تعالى ولا يشتغِلَ بكيفيَّتِه

«Следует верующему, чтобы не утверждал Всевышнему ни место, ни «приход», ни «уход» и ни одного сифата из сифатов присущих творению, поскольку полноценный иман – это чтобы он познал Аллаха Всевышнего и не занимался Его качествами».

[Аль-Хаким Ас-Самарканди, «Ас Сауадуль Азам», с. 66; Стамбул: Мактабату Ясин: 2011]

 

10. Знаменитый хадисовед, автор сборника хадисов «Сахих», Абу Хатим Ибн Хиббан (270-354 гг.х) сказал в книге «Ас-Сикат» (1/1):

الحمد لله الذي ليس له حد محدود فيحتوى، ولا له أجل معدود فيفنى، ولا يحيط به جوامع المكان ولا يشتمل عليه تواتر الزمان

«Хвала Аллаху, Который не ограничен границами, и для Него нет ограниченного срока, после которого Он бы исчез, и Его не охватывает место и не объемлет все существующее время». Таким было вероубеждение праведных предшественников, и таково вероубеждение ахлю сунны. 

 


 

[1] Само слово «саляф» переводится как «предшествование, предшествующий, или тот, кто опередил кого-то или что-то», как об этом пишет Имам аль-Джаухарий (да смилуется над ним Аллах) в книге «Мухтар ас-Сихах»:

سلف الرجل أباؤه المتقدمون

«Предшественники человека – это его отцы, деды и т.д.». То есть по лексическому определению, например, родители каждого человека являются его предшественниками (саляфы).

Однако термину «Саляфу ас-Салих» учёные дают разные шариатские определения, которые в итоге сходятся к трем основным мнениям:

1. Это мнение тех ученых, которые сужают круг охвата данного термина, и ограничивает его сподвижниками.

Имам Факих, Шейх аль-Ислям Абуль-Хасан ибн Мухаммад (да смилуется над ним Аллах), который скончался в 939 г.х., пишет: «Саляфу ас-Салих – это сподвижники Пророка (мир ему и благословение), их слова, действия и извлеченные ими (из Корана и Сунны) решения, основанные на личном анализе и понимании» (книга «Кифаят ат-Талибу ар-Раббаний Шарху мукаддимат аль-Кайравий» 1 том, 122 стр).

Аль-Адавий (да смилуется над ним Аллах) пишет: «Он (Абуль-Хасан ибн Мухаммад) ограничился только сподвижниками, потому что Ибн Надж (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Определение «Саляф ас-Салих» касается только сподвижников, потому что при произношении ассоциируется только с ними, и никто кроме них не входить в понятие этого термина»  («Хашият аль-Адавий»).

2. «Саляф ас-Салихами» являются сподвижники и табиины (последователи сподвижников).

Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) пишет об этом следующее: «Ты знай, что абсолютной истиной, в которой нет противоречия между обладателями разума (басырат), является мазхаб Саляфов, то есть сподвижников и их последователей (табиинов) (да будет доволен ими Аллах)» («Ильджам аль-Авам»).

Иными словами, данное мнение охватывает первые два столетия Ислама.

3. Саляф ас-Салихами являются сподвижники, «табиины» (их последователи) и «табиу табиины» (последователи табиинов), то есть охватывает три первых великолепных столетия Ислама.

Имам аль-Баджурий (да смилуется над ним Аллах) в книге «аль-Хашият аля Джавхарат ат-Таухид», стр. 202, пишет: «Значение слова «Саляф» [в шариатской терминологии] – это Пророки (в нашем случае пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), сподвижники, табиины и табиу табиины (да будет доволен ими Аллах)».

Последнее мнение разделяет большинство поздних ученных (мутаахирун). Из этого вытекает, что такие имамы, как Абу Ханифа, Малик ибн Анас, аш-Шафии, Ахмад ибн Ханбал (да будет доволен ими Алллах) были истинными «Саляфами ас-Салих».

На сегодняшний день не существуют истинных «Саляфов ас-Салих», потому что на дворе не первые три прекрасных столетия. Однако все мусульмане, которые следуют Корану, Сунне, сподвижникам и четырем праведным имамам мазхабов, являются последователями истинных Саляфов.

Что касается тех, кто называет себя «саляфами» (то есть псевдосаляфы), то с точки зрения шариатской терминологии они не подпадают под это определение, потому что под него подходят только те мусульмане, которые жили в первые три столетия Ислама.

Если представить, что они имеют в виду лексическое значение слова «Саляф (предшественник)», то все люди в мире являются «саляфами», потому как у всех людей есть потомки, для которых эти люди предшественники «саляф», согласно вышеприведенному примеру. Данный вариант просто бессмыслен, ибо это наречение себя тем, кем и так являешься по жизни.

Но если же эти люди (псевдосаляфы) вкладывают в звание «саляф» смысл «последователи саляфов», то есть некоторые поправки:

во-первых, они обязаны следовать им, чтобы соответствовать такому званию;

во-вторых, они должны называться не «саляфами», а «последователями саляфов», чтобы не путать людей и чтобы за погрешности наших современников не обвиняли истинных «саляфов» и не ассоциировали с ними прекрасное звание «Саляф ас-Салих», предполагая, что и они являются таковыми.

Поделиться: