«Отвечают только те, кто внимает. А мертвых Аллах воскресит, после чего они будут возвращены к Нему» (Коран, 6:36).
Этот аят говорит о двух категориях людей: внемлющих и мертвых. И их противопоставление подразумевает, что те, кто не внемлет, по сути, мертвы. И те, и другие имеют физические тела, двигаются, совершают какие-то действия, но Коран указывает на неосязаемую и невидимую реальность — реальность, которая станет очевидной только в Судный день.
«Ты был беспечен к этому, но Мы сорвали с тебя твое покрывало, и острым является сегодня твой взор» (Коран, 50:22).
Способность слушать играет ключевую роль в спасении человека. Одно из прекрасных Имен Аллаха – Ас-Сами, Всеслышащий. Это имя человек должен выучить, чтобы воплотить в меру своих сил. Приведенный вначале аят указывает на то, что только слушающие по-настоящему живы, ибо только они получат живую воду Божественного руководства.
Слушать и слышать — это не одно и то же. Многие слышали благословенные аяты, читаемые чистейшим из созданий, но только те, кто их действительно услышал, прониклись подлинной верой.
«Верующими являются только те… вера которых усиливается, когда им читают Его аяты…» (Коран, 8:2).
Наверное, можно сказать, что слух — это функция физического тела, присущая и людям, и животным. Многие животные даже превосходят человека в этой способности. Но настоящее умение слушать — это функция сердца.
Слушать — значит понимать
Но почему же слушать так сложно? Ислам утверждает, что один из величайших врагов человека — это живущее внутри него эго. Это темная завеса, которая мешает свету веры проникнуть в человеческое сердце. И чтобы спастись, необходимо победить этого врага. Человек должен повергнуть этого идола, чтобы постичь сердцем истину Единобожия. Эго с его ложью противно Аллаху и обладает разрушительным для человека качеством — гордыней. Эго ничего не хочет слушать, оно лишь хочет, чтобы слушали его. Чтобы слушать, необходимо смирение — качество, практически неизвестное в современном обществе. Хороший урожай родится только на рыхлой и плодородной почве. Так и всходы веры могут пробиться только в сердцах, таящих это неоценимое богатство, увлажненных живой водой Божественного руководства.
«Наставляй же людей, если напоминание принесет пользу. Воспримет его тот, кто страшится, и отвернется от него самый несчастный» (Коран, 87:9-11).
Самое ужасное, что современное общество строится именно вокруг этой обманчивой сущности — человеческого эго. Наша культура диктует важность внешнего показного счастья и ни во что не ставит истинное переживание счастья. Казаться стало намного важнее, чем быть. В условиях этой культуры больше всего восхищаются теми, кто как раз производит больше всего шума. Вместо того чтобы состязаться в стремлении заслужить Божественное милосердие и прощение, как призывает Коран, устраивают соревнование эго. При этом доминирует тот, кто громче кричит, даже если его слова не представляют никакой ценности. Главное — чтобы тебя слышали. Тогда как искусство слушания больше не считается достоинством. Как же далеко человек отошел от своей чистой врожденной природы!
«О человек! Что ввело тебя в заблуждение …?» (Коран, 82:6).
Но в Судный день реальность бытия предстанет перед человеком во всей силе. Именно поэтому тем, кто умел слушать в этом мире, уготованы мучительные сожаления. На вопрос, посылался ли им предостерегающий и не в них ли самих причина того, что они обречены на вечные страдания, они ответят: «…Конечно, предостерегающий увещеватель приходил к нам, но мы сочли его лжецом и сказали: "Аллах ничего не ниспосылал, а вы лишь пребываете в большом заблуждении"» (Коран, 67:9).
Но, безусловно, им будет известна причина их поражения, и они сами признаются: «Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени» (Коран, 67:10).
Итак, мы вновь должны научиться слушать, ибо наше неумение слушать окажется для нас роковым. Если мы все-таки упорно продолжим исполнять капризы своего эго — нам некого будет винить, кроме самих себя. И в таком случае в Судный день мы обречены встретиться с Божественным гневом.
«Они признаются в своем грехе. Прочь же, обитатели Пламени!» (Коран, 67:11), — заключает Коран.
Ummet.kz