С именем Аллаха Милостивого Милосердного! Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и всем его сподвижникам.
Коран, это – сердце и душа ислама. Это наивысший и неоспоримый авторитет в мировоззрении ислама, который различает истину ото лжи, и дозволенное от запретного. И это было ниспослано пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), и через него были разъяснены нормы повседневной жизни, принципы веры, духовных аспектов, социальных и правовых вопросов. И были те, которые обучались у пророка, и это были сподвижники пророка.
Коран давался им легко, они понимали содержание во всех деталях, потому что Коран был ниспослан на их родном языке, более того посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был среди них. И если возникали вопросы, то они спрашивали у пророка, и полностью они зависели от него в исламских вопросах. И после того как он покинул мир, сподвижники начали самостоятельно решать ситуации опираясь на сунну пророка и Коран.
Однако стало ясно, что сподвижники, полагаясь на самостоятельное решение, они разошлись во мнениях смыслов некоторых аятов Корана и в некоторых предписаниях Пророка. И, действительно, такое разногласие существовало при жизни пророка, но он являлся источником и поэтому на любые разногласия находились ответы.
Так как сподвижники пророка являлись очевидцами ниспослания Корана, которые следовали в своем понимание Корана четкой методологии, и, которые унаследовали сунну от пророка, и с его уходом их утверждения тоже были узаконены.
Причина необходимости и чрезвычайной важности в систематизации знания послужили:
- присоединение менее чем через три десятилетия, после смерти пророка различные этнические группы;
- связь мусульман с доисламскими религиями Византии и Персии;
- политическое несогласие и расколы среди мусульман, которые подходили к своей религии интеллектуальным, теологическим и практическим уровнем;
- появление хариджитов, шиитов, мутазилитов в религии Ислама.
И это все повлияло на то, что появилось («Улум аль-Коран»), исламские законы, теология, хадисы и другие специализированные отрасли знания стали самостоятельными дисциплинами.
Причины ниспослания аятов являются ключевым моментом в понимании аятов Корана. Неправильное понимание, истолкование аятов может привести к искажению его истинных смыслов, привести к буквализму, что и в принципе является причиной многих разногласий в современном исламском мире.
Тафсир Корана – это дисциплина, которая предпологает разъяснение Сунны и Священной Книги Коран.
При переводе слов мы обращаем внимание на языковой перевод и смысловой, то есть с точки зрения религии, что означает это слово.
В переводе с арабского языка слово «тафсир» происходит от корня слово فسَرَ» «фасара», то есть «разъяснение», «толковать», «исследовать», «объяснение»
В терминологическом значении слово «тафсир» обозначает: великая наука разъясняющая толкование коранических аятов.
Люди изучающие эту науку называются «муфассирами».
Как говорит статистика, тафсир играет немаловажную роль среди исламских наук. Люди нуждаются не только в таких науках, как акида и фикх, но и в такой науке как тафсир. На данный момент тема «Причины ниспослания Священного Корана» стала актуальной, так как люди хотят знать информацию на эту тему. Человек получает много пользы после понимания причин ниспослания тех или иных аятов Корана.
Например для многих людей важно, что во время того когда он читает суру из Корана он понимал смысл, почему и когда был ниспослан какой-либо аят. Человек более искренен и более сосредоточен читая аяты с пониманием, нежели когда он читает без смысла.
Все аяты Корана делятся на различные категории, такие как мекканские аяты и мединские аяты; ниспосланные во время путешествия пророка. Те аяты, которые были ниспосланы ночью, и те, которые были ниспосланы днём. Разделы Корана, которые были ниспосланы летом, и те, которые были ниспосланы зимой, оотменяющие и отменяемые аяты Корана (ан-Насих / аль-Мансух) и многое другое.
Сура ан-Ниса
Четвертая сура Корана. Была ниспослана в Медине (мединская). Состоит 176 аятов.
(…и не можете найти воду, то направьтесь к чистой земле …) [4:43]
Абу ‘Абд Аллах ибн Аби Исхак сообщил нам от Абу‘ Амра ибн Матара, а он от Ибрахима ибн ‘Али ал-Духли, а он от Яхьи ибн Яхьи, а он от Малика ибн Анаса, а он от Абд аль-Рахмана ибн Аль Касима, а он от Аиши, которая сказала, что они вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправились в один из его походов. Когда они достигли Байту или Затул Джайша, у нее сорвалось ожерелье. Посланник Аллаха задержался, чтобы найти его. Люди тоже задержались вместе с ним. Воды у них не было. Люди пришли к Абу Бакру и сказали ему: – Разве не видишь, что сделала Аиша? Она задержала Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а вместе с ним и людей. К тому же люди находятся в месте, где нет воды, и с собой у них нет воды!
К тому времени, когда пришел Абу Бакр, Посланник Аллаха уснул, положив свою голову мне на колени. Так, он [Абу Бакр] сказал:
– Ты задержала Посланника Аллаха, и людей. К тому же люди находятся в месте, где нет воды, и с собой у них нет воды!»
Упрекая меня, Абу Бакр высказал мне все, что пожелал Аллах, и стал тыкать рукой меня в бок, мне же мешало двинуться с места лишь то, что Посланник Аллаха спал, положив голову на мои колени. Посланник Аллаха, пробудившись ото сна, тоже оказался без воды. Так тогда Аллах ниспослал аят о таяммуме. Он сказал: «Так, совершайте таяммум чистой землей». Усайд ибн Хузайр (был одним из накибов – предводителей племени) сказал:
– О семейство Абу Бакра! Это уже не первая ваша благодать».
Аиша сказала: а потом мы подняли верблюда, на котором я была верхом, и под ним нашли мое ожерелье - было рассказано аль-Бухари из Исмаил ибн Аби Увайс, а также мусульманином Яхья ибн Яхья, и Ибн Аби Увайс и Ибн Яхья рассказали об этом от Малика.
Абу Мухаммад аль-Фариси сообщил нам от Мухаммада ибн Абд Аллаха ибн аль-Фадля, а он от Ахмада ибн Мухаммада ибн аль-Хасана аль-Хафза, а он от Мухаммада ибн Яхьи, а он от Я'куба ибн Ибрахима ибн Саада, а он от его отца, а он от Абу Салиха, а он от Ибн Шихаба, а он от Убайд Аллаха ибн Абд Аллах ибн Утбаха, а он от Ибн Аббаса, а он от Аммара ибн Ясира, который сказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды разбил лагерь в Дхат аль-Джайше со своим войском, его жена Аиша потеряла ожерелье из драгоценных камней и задерживала людей. Они остались до рассвета, потому что у них не было с собой воды. Абу Бакр очень разозлился на нее. Аллах ниспослал аят Пророку: Аллах разрешил делать омовение чистым песком и почвой. Мусульмане встали, ударили по земле своими руками, затем подняли их, не оставляя грязи потом вытерли лица и ладони до локтей.
Саид аз-Зухри сказал: что Абу Бакр сказал Аише, что она благословлена Аллахом.
Әйгерім Қайратқызы
Устаз мечети «Нур-Астана»
Книга أسباب النزول للإمام أبي الحسن علي بن أحمد الواحدي
«Причины ниспослания аятов Священного Корана по книге имама Аль-Уахиди»