Еще начиная со средневековой истории, в степи широкое распространение получил практичный и направленный на нравственное воспитание ислам.
Поэтому в степи не было преступлений, оставленных детей-сирот, одиноких матерей и вдов пр. Одним из направлений ислама, оказавших заметное влияние на мировоззрение кочевников, был суфизм. Но кочевников не интересовали умозрительная схоластика и мистические нюансы суфизма. Нравственный, практичный и действенный суфизм был привлекателен для степняков. Суфизм в тот период давал гораздо большее – это нравственное самосовершенствование («очищение сердца»), глубочайшая самоотдача и упование («таввакуль») на Аллаха во всем, поэтому кочевники часто были бесстрашными воинами и верили в предопределение. Говоря об этих фактах, невольно вспоминается образ благородного воина-кочевника из известного сериала «Возрождение Эртугрул».
По сути, ислам есть программа нравственного воспитания и духовного самосовершенствование личности.
Все эти неизменные нравственные положения ислама: уважение старших, почитание родителей, помощь слабым и угнетенным, и пр. были широко распространены в степи у кочевников, и со времен через кровь наших предков, из поколения в поколения дошли и до наших дней.
Однако казахский народ, пройдя тяжелый путь своего развития, испытав на себе гнет колониальной политики и ужасы коммунистической тирании, в особенности геноцид народа и репрессии национальной интеллигенции, не уклоняясь и сполна жертвуя собой в борьбе против фашизма, в итоге чуть не утратили генетический коднаций. Так за короткий исторический промежуток Казахстан прошел от большевистской интервенции, лишения алфавита и письменной традиции, до независимости и членства в Совбезе ООН.
Все эти тяжелые испытания неизбежно отразились в сознании народа, некоторые национальные ценности были исковерканы политикой русификации и стремлением тоталитарной власти стереть национальное самосознание. В итоге мы чуть не утратили и некоторые нравственные и этические ценности ислама.
Также на современное понимание основ ислама свой негативный отпечаток нанесли радикальные религиозные группы, выступающие от имени ислама, но ничего общего не имеющие с настоящими традиционными, классическими ценностями ислама.
За счет активной деятельности этих экстремистских и террористических организаций у населения сформировались неправильные представленияоб исламе. Нравственные и этические ценности ислама были отброшены на второй план, вперед выдвинулись политические вопросы, активно пошел процесс политизации ислама. Появились такие террористические группы как ИГИЛ и «аль-Каеда».
В итоге общество оказалось разделено на разные лагеря. Одни понимали ислам только в рамках определенных догм без его критического осмысления, другие встали на путь оппозиции к исламу, не видя его истинные ценности и направленность. Одни исходили из атеистического мировоззрения отставшее как наследие советского прошлого, другие находились в плену информационного воздействия, отрицательно освещавшего деятельность мусульман. Также и враги ислама подогревали ситуацию, провоцируя в обществе темы,выставлявшие ислам в негативном виде. В Коране сказано: «Будет праведна душа – будет праведна и жизнь, если же душа порочна, делаются порочными и общество и люди». Но все же, надеясь, что еще настанут времена, когда мы будем принимать тот ислам, который направлен на нравственное воспитание и духовное совершенствования личности, поскольку как сказано в Священном Коране «ложь – исчезающая». Нравственные аспекты ислама нужно рассматривать шире – как образ жизни мусульман и главный регулятор общественных отношений. По мнению известного исследователя Д.Е.Еремеева, «исламская мораль представляет из себя свод мусульманских нравственных норм».
Также мы, находясь в центре евразийского континента, обязаны неравнодушно воспринимать современные вызовы в соответствующем масштабе и учитывая исторические прецеденты, быть генератором стабильности и гуманитарного порядка, поскольку это наше призвание, которые мы пытаемся реализовать и сейчас.Ведь в Коране сказано: «А те, которые уверовали и творили добро – Мы искупим у них дурное и воздадим им лучшим, чем они творили». (Св. Коран 29:7)
В исламе душа мусульманина должны быть всегда чистой и мысли всегда должны быть благородными и искренними. Как сказано в хадисах: «Сердце одухотворяется делами, трудом, реальными взаимоотношениями».
Нравственность по исламу это нормы, правила отношений между людьми и отношения к обществу. Эти морально-нравственные нормы ислама, как известно, приняты многовековой практикой в интересах нравственного совершенствования человечества. В основе духовно-нравственного учения заложена этика воздержания от дурных, неправедных поступков и творение добра.
Избаиров Асылбек Каримович
и.о. профессора кафедры религиоведения
Евразийского Национального университета имени Л.Н. Гумилева
Доктор исторических наук, профессор
Специально для «Ummet.kz»