Хвала Аллаху, сделавшему излишек богатого пропитанием для бедного, а молитву бедняка — благодатью для богатого! Мир и благословение пророку Мухаммаду, обрадовавшему бедняков тем, что они войдут в Рай на пятьсот лет быстрее, чем богачи! Мир и благословение его благородному роду и праведным сподвижникам!
Как нельзя войти в воду и выйти из неё сухим, так и нельзя обрести богатство и уберечь сердце от его влияния, и мало что отворачивает человека от Бога так быстро, как изобилие и отсутствие нужды. Богатство наряду с красивыми женщинами и властью — вот три главных искушения для верующего.
Сообщается, что наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сидя на минбаре, как-то сказал: «Поистине, чего я боюсь для вас после моей смерти больше всего, так это земной благодати». Люди спросили, что же такое земная благодать, и он сказал: «Это прелести этого мира». Тут кто-то спросил: «Посланник Аллаха, а разве благо приносит с собой зло?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, промолчал, и вскоре люди поняли, что ему ниспосылается откровение, а потом он вытер с лица обильный пот и сказал: «Поистине, благо не приносит ничего, кроме блага, но животное, пожирающее растения рядом с потоком, гибнет от вздутия живота или оказывается на краю гибели, если оно не поворачивается к солнцу, когда его бока раздуваются; а потом оно пережевывает пищу, испражняется, мочится и снова начинает есть. Поистине, это богатство привлекательно, и оно будет прекрасным подспорьем для того, кто приобретает его по праву и распоряжается им по праву; а кто приобретает его незаконно, тот подобен тому, кто ест, но не может насытиться» (аль-Бухари).
В этой короткой притче сокрыт глубочайший смысл: богатство само по себе не является злом; более того, оно приносит верующему огромную пользу, избавляет его от необходимости обращаться за материальной помощью к людям, позволяет ему наслаждаться дозволенными земными благами, достойно обеспечивать свою семью и совершать великие благодеяния, которые не по силам обездоленным и нищим.
Рассказывают, что как-то раз бедные мухаджиры пожаловались Пророку, мир ему и благословение Аллаха, на то, что богатые мусульмане делают больше добрых дел. Они сказали: «Богатые молятся, как и мы, и постятся так же, но они раздают милостыню, а мы не делаем этого, и они освобождают людей из рабства, а мы не можем сделать этого». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если хотите, я обучу вас тому, как догнать тех, кто жил до вас, и опередить тех, кто придет после вас, и никто не сможет превзойти вас, пока не станет совершать то же самое. Прославляйте, возвеличивайте и восхваляйте Аллаха по тридцать три раза после каждого намаза». То есть тридцать три раза повторяйте слова: «Субхана-Ллахи, ва-ль-хамду ли-Лляхи, ва-Ллаху акбар». Спустя некоторое время бедные мухаджиры снова пришли к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказали: «Наши богатые братья услышали о том, что мы делаем, и теперь они тоже поступают так». В ответ он сказал: «Это милость Аллаха, которую Он дарует тому, кому пожелает» (Муслим).
Так и богатство становится милостью для того, кто расходует его правильно, не кичится им и не скупится на добрые дела. Ислам не запрещает стремиться к богатству дозволенными путями и расходовать средства на себя и свою семью. Напротив, в хадисе сообщается, что Аллаху нравится, когда мусульмане одеваются красиво и опрятно. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах любит видеть следы Своих благодеяний на Своем рабе» (ат-Тирмизи).