26
Чт,
дек

һижри

Экономический кризис и Ислам

Статьи
Объявление

Девальвация, рост цен, увольнения, банкротства, экономический кризис — такие слова стали неотъемлемой частью разговоров большинства людей. Повсюду царит атмосфера, близкая к унынию и отчаянию. В подобных обстоятельствах нам нужно на секунду остановиться и задуматься о причинах нашего тяжелого положения и о выходе из наших проблем и трудностей.

Перед тем, как углубиться в наши размышления, нам нужно подтвердить наш Иман в том плане, что только Аллах Всевышний является кормильцeм. Только Он — Ар-Раззак (Тот, кто дарует средства к существованию). Его сокровищницы как всегда полны. Мы можем спросить: почему же тогда сейчас богатство обходит нас стороной? Великолепный Коран раскрывает нам причину данной ситуации через следующий инцидент...

Поначалу иудеи Медины были очень богаты. Однако после отвержения ими Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) петля бедности начала медленно затягиваться на них. Они жаловались и обвиняли Всевышнего Аллаха в скупости. Всевышний Аллах ниспослал следующий аят: «Если бы они последовали заповедям Торы, Евангелия и тому, что ниспослано им [через Мухаммада] от их Господа [в Коране], то, нет сомнений, блага начали бы спускаться к ним с небес и подниматься из-под земли. [Божьей щедрости не было бы предела.] Есть среди них умеренные [идущие по срединному пути, уверовав во все вышеупомянутое], но [к сожалению] большинство все-таки совершает скверные, дурные поступки (плохие деяния)». (Сура 5, аят 66) Одна из самых распространенных ошибок, которую совершают люди, – они впадают в отчаяние как только сталкиваются с малейшими трудностями. Большинство людей в таких обстоятельствах погружаются в состояние безнадежности вместо того, чтобы думать о пути решениях сложившейся проблемы.

Тем не менее, несмотря на то, насколько бы трудными не казались обстоятельства, ограничены средства, надежда на милость Всевышнего никогда не должна покидать человека.

Всевышний Аллах говорит, что человек который верит в Него, никогда не теряет надежды в любой ситуации: «О сыновья мои! Ступайте и разыщите Юсуфа (Иосифа) и его брата и не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (12:87).

Следовательно, с какими бы ситуациями мусульманин не встречался, ему не следует впадать в отчаяние. Это предписание Аллаха верующим.

 Всевышний Аллах заявляет: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает.» (Сура 65, аяты 2-3)

НАМАЗ

Выполнение пятикратного намаза также облегчает получение удела. Аллах Всевышний говорит: «Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом.» (Сура 20. аят 132). Выполнение намаза включает исполнение всех его правил, включая исполнение намаза с джамаатом (коллективно).

Искренние просьбы о прощении и раскаяние в своих грехах низводят Милость Всевышнего Аллаха. Аллах Всевышний рассказывает о совете, данным Нухом (мир ему) своему народу, таким образом: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми» (Сура 71, аят 10)

УМЕРЕННОСТЬ

Что такое умеренность? Умеренность означает равновесие, избегание крайностей и излишеств. Обретение равновесия в жизни, поступках, желаниях и мыслях ведет к наиболее естественному состоянию человека. 

В священном Коране Аллах неоднократно говорит о достоинствах умеренности и терпения:

«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (Коран, 2:143);

«Он возвысил небо и установил весы, чтобы вы не преступали границы дозволенного на весах. Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес»(Коран, 55:7-9);

«...кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение» (Коран, 103:3);

«Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп) и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным» (Коран, 17:29).

Из этих аятов мы видим, что мусульманская вера поощряет умеренность и терпение. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркнул для уммы приведенные выше моменты, он в то же время дал нам практический совет по управлению финансами. Сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Умеренность в расходах — половина средств к существованию» (Мишкат). В жестких финансовых условиях чрезвычайно глупо продолжать вести расточительный образ жизни, особенно когда очевидно, что неблагоприятная экономическая ситуация больно бьет, и предприятия повсюду рушатся — да защитит Всевышний Аллах каждого! Умеренность и простота должны быть правилом. Человеку не следует беспокоиться о том, какое впечатление он производит на других.

Вершиной глупости являются попытки жить по более высоким стандартам других людей. Человеку лучше взглянуть на менее удачливых, чем он сам, и быть довольным своим уделом.

ТЕРПЕНИЕ – Сабр

Жизнь наша трудна и опасна, но у мусульманина, вера которого крепка, нет трудностей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе говорит: «В Исламе нет трудностей». Ученые говорят: «Нет трудности с верой и нет легкости с неверием» Все в этом мире относительно и все познается в сравнении и поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В мирских делах вы смотрите на тех, кто ниже и хуже вас, а в богослужении смотрите на тех, кто лучше и выше вас». Более гениального и простого решения всех проблем и увеличения богослужения я не видел. Лично мне этот хадис очень сильно помог в самых критических случаях.

Всевышний Аллах говорит нам (смысл): О вы, которые уверовали, терпите и будьте терпимы, будьте стойки и бойтесь Аллаха, - может быть, вы будете счастливы!  Изо всех трудных ситуаций есть самый достойный выход – сабр (терпение). Главное – это умение проявлять сабр в самый тяжелый момент, каких в жизни человека может быть множество: смерть близкого родственника, катастрофа, стихийное бедствие, кризис. Нужно осознавать, что все происходящее с нами – от предначертания Всевышнего, все – к лучшему, каким бы плохим оно на первый взгляд не казалось. Позже мы поймем, что случившееся стало для нас благом. Суметь проявить терпение в первый момент – это искусство духовно зрелого человека. Именно терпение в первый миг удара считается истинным терпением согласно хадису Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Этому должен научиться каждый. Высшей степенью нравственности обладают люди, способные стерпеть обиду в то время, когда они имеют все возможности отомстить обидчику.

Когда человека посещают печальные мысли, трудности он должен понять, что это всего лишь кратковременное испытание, данное Всевышним, должен проявить терпение, прибегнуть к защите Аллаха, осознать, что все от Него и именно от Него придет вознаграждение за терпение. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Сабр – это терпение в самое тяжелое время» Ас-Сабур – одно из 99 прекрасных имен Аллаха. Это качество наиболее ярко проявляется у пророков и сахабов, которые оставили нам в наследство убедительные примеры сабра: терпели, когда у них было все, и еще больше терпели, когда все теряли. Сабр был их образом жизни.

Да защитит Аллах Всевышний честь каждого человека и да дарует Он всем изобильный дозволенный (халяль) удел. Аминь.

 

 

 

Подготовил: Ерлан Альменов

Поделиться: