Поистине, каждый человек - это в первую очередь член общества. С расширением городов и появлением свободного времени у людей, распространились места общественного сбора, для прогулок и отдыха. Также увеличились поездки, распространились средства связи и места скопления людей.
Все это в купе привело к распространению среди них шуток, которые без должных правил становятся губительными, сеют вражду и злобу.
Цель шутки заключена в распространении добродушия, благожелательности, благонамеренности и радости. Все это из дел прямого наставления Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Как об этом упоминает Аль-Бухари в главе о хорошем расположении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к людям, приводя хадис, в котором Пророк, мир ему и благословение, в шутливой форме обращается к брату Анаса, который играл с птичкой: «О Абу Умейр, что ты сделал со своей птичкой» аль-Бухари 6129, Муслим 2150.
Имам ат-Тирмизи сказал: “Из числа пониманий этого хадиса и польз то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) бывало шутил. Также в этом хадисе указание на то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дал кунью маленькому мальчику, назвав его Абу ‘Умайр. Также в этом хадисе указание на то, что нет проблем в том, чтобы дать ребенку птичку, чтобы он играл с ней. Что касается слов пророка (мир ему и благословение Аллаха) ребенку: «О Абу ‘Умайр, что сделал со своей птичкой?», то причина их была в том, что у этого мальчика была птичка, с которой он играл, а когда она умерла, ему стало грустно. И по этой причине Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пошутил с ним (чтобы он не грустил)”. См. “Шамаилю-ннаби” 236.
Также Абу Дауд приводит от Анаса, что к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение, пришел один мужчина и сказал:
О Посланник Аллаха, перевези меня.
На что он сказал:
Поистине мы перевезем тебя на детеныше верблюдицы.
Что я буду делать с детенышем верблюдицы?! - сказал он.
А кого еще рожают верблюдицы, кроме верблюдов?! - ответил Пророк, мир ему и благословение.
Также от Анаса передается что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему шутя: «О двуухий» (Привел Ат-Тирмизи).
Нет сомнения, что приветливость и хорошее расположение прогоняет скуку и тоску. Легкая шутка в собрании несет огромное благо. Некоторые факихи относили шутку к мужским качествам и считали ее хорошей манерой. Но конечно все это верно при условии следования определенным правилам. А именно:
1. В ней не должно быть насмешек над религией.
Всевышний сказал: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». (сура Покаяние, аяты 65-66).
2. В шутке должна быть только правда.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Горе тому, кто рассказывает и врет, для того чтобы рассмешить людей» ( Абу Дауд).
Он предостерегал от такого поведения, которое стало обычным для некоторых шутников, так он говорил: «Поистине, если человек говорит что-нибудь лишь затем, чтобы рассмешить сидящего рядом, он тем самым ввергает себя на семьдесят лет в огонь Ада» (Ат-Тирмизи).
3. Шутка не должна основываться на испуге.
Особенно это касается тех, кто обладает влиянием и силой, либо владеет оружием, использует для этого темноту или же пользуется слабостью людей, для того чтобы испугать их.
4. Не должна содержать высмеивания, клеветы и злословия.
Люди отличаются друг от друга степенью постижения вещей, глубиной разумения. Некоторые слабые души, любители насмешек, издевок, легко находят для себя объекты для злословия. Да убережет нас от этого Аллах, который запретил это: «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал» (сура Комнаты, аят 11).
Ибн Касир толкуя этот аят: «Здесь имеются ввиду презрение, уничижение и насмешки, а это запрещено и относится к качествам лицемеров». Пусть некоторые насмехающиеся над видом, походкой и наружностью людей устрашаться, что Аллах, Славен Он и Велик, воздаст им за это. Так Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не проявляй злорадства к своему брату, иначе Аллах проявит к нему свою милость и испытает тебя» (Ат-Тирмизи).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение, предостерегал от издевок и причинения страданий своим братьям, так как это путь ведущий к вражде и злобе. Так он говорил:
«Мусульманин брат мусульманину, он не притесняет его, не оставляет без поддержки и не презирает, богобоязненность здесь и он трижды указал на грудь. Достаточно для человека зла в том, что он игнорирует своего брата мусульманина» (Муслим).
5. Шутка не должна быть частой.
В некоторых людях шутливость настолько превалирует, что сделалась их привычкой. Это увлечение является свойством противоположным качествам верующих. Частые шутки расхолаживают души. Сказал Умар ибн Абдульазиз: "Бойтесь шуток - поистине это глупость сеющая злобу". А имам Ан-Науауи, (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Недозволенная шутка – это та, в которой имеется чрезмерность и постоянство. Поистине, она порождает хохот и делает черствым сердце, она отвлекает от поминания Аллаха и ведет к пренебрежению людьми, она лишает людей степенности и благоразумия. Та же шутка, в которой нет таких свойств, подобна шутке Посланника, Аллаха да благословит его Аллаха и приветствует".
6. Необходимо учитывать положение собеседника.
Поистине некоторые шутят не отдавая себе отчета с кем имеют дело. Так необходимо отдавать должное ученым, ценить старших, уважать стариков. Нужно знать с кем разговариваешь, чтобы не выдать глупых шуток или же шуток, которых собеседник не поймет. В этой связи сказал Умар ибн Абдельазиз: «Бойтесь шуток, ведь поистине они лишают человека мужественности».
Саад ибн Абу Уаккас сказал: «Будьте умеренны в своих шутках, ведь поистине чрезмерность в них удаляет от тебя блеск и привлекает к тебе глупцов».
7. Шутка должна быть подобно соли в еде.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует предупреждал:
«Не будьте чрезмерны в своем смехе, частый смех умерщвляет сердце» (Сахих Аль-Джами 7312).
Об этом Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах говорит: «Кто много смеется, тот умалят свое достоинство, кто часто шутит, того серьезно не воспринимают, и каждый известен тем, в чем он постоянствует».
8. В ней не должно быть сплетен.
Эта скверная болезнь поразила некоторых, которые распространяют сплетни посредством шуток. О запретности, распространения сплетен, злоречия и пересуда свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы. В достоверном хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказано:«Сплетник не войдет в Рай». Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо кладбища и, указав на две могилы, сказал, что похороненных там мучают из-за того, что первый не предохранялся должным образом от мочи, второй распространял злоязычия между людьми. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Худшие из людей - это двуличные, которые к одному идут с одним лицом, а к другому - с другим. А тому, кто будет двуязычным на этом свете, на том свете Аллах делает два языка из огня». Имам Аль-Газали сказал, что в этом хадисе речь идет о сплетниках. Сплетнями считается не только словесный, но и любой другой путь доведения нежелательного до другого.
9.Шутка должна быть уместной.
Она может принести пользу, например в поездке, во время праздничного собрания или же при встрече друга. Когда добрая шутка, интересная история или же смешной рассказ, может заронить в его сердце любовь или обрадовать его, или же в случае семейных проблем. Легкая шутка может развеять одиночество и вернуть ход жизни в обычное русло.
Спросил как то один человек Суфьяна ибн Уйейну, да будет милостив к нему Аллах: Шутка, что это- недостаток или грех?
Нет, это Сунна для тех, кто проявляет ее должным образом, в должном месте - сказал он.
Как рассказывают асхабы, он часто шутил со своей семьёй, смеялся над проказами, которые устраивали его домочадцы. Однако шутки Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были очень тонкими и чуткими, он шутил так, чтобы ни в чём не обидеть человека. Религия учит нас тому, как может шутить мусульманин и что недостойно уст мусульманина:
«Я люблю шутить, но всегда говорю только правду».
«Недозволено мусульманину пугать кого-либо из своих братьев, даже в шутку».
«Не спорь со своими братьями и никогда не шути, насмехаясь или с издевкой».
«Горестно за того, кто говорит ложь, чтобы рассмешить кого-либо».
«Не станет праведным му’мином тот, кто будет говорить ложь, даже если и ради шутки, и кто не прекратит спорить с другим братом, даже если и прав будет в своих словах».
«Никогда не говорите лжи, даже ради шутки».
Этих наставлений любимого Пророка (мир ему и благословение!) нам достаточно, и если в своих шутках мы будем помнить об этом, знать меру и шутить с единственным намерением – поднять настроение другим мусульманам, приободрить близких, разрядить обстановку, то за это мы можем получить вознаграждение, ведь это сунна!
Духовно - просветительский портал«ummet.kz»