25
Ср,
дек

һижри

Носитель титула «живой шахид» – Талха ибн Убайдуллах (р.а.)

Звезды ислама

“Кого радует вид человека, идущего по земле после своей смерти, пусть смотрит на Талху ибн Убайдуллу”.

С одним из торговых караванов курайшитов Талха ибн Убайдулла ал-Тайми (р.а.) находился в аш-Шаме. Когда караван прибыл в Басру (Басра – город в аш-Шаме, который в настоящее время находится в Сирии), курайшитские шейхи-купцы устремились на многолюдный городской рынок и активно занялись куплей-продажей.

Несмотря на свою юность и отсутствие такого, как у шейхов, коммерческого опыта, присущие Талхе (р.а.)  острота ума и проницательность позволяли ему успешно конкурировать с ними и заключать самые выгодные сделки.

С утра и до вечера Талха (р.а.)  проводил на рынке, куда стекались приезжие со всех краёв. И вот здесь с ним произошло событие, которое изменило не только ход всей его жизни... Оно явилось предзнаменованием изменения всего хода истории...

Предоставим же слово самому Талхе ибн Убайдулле (р.а.), чтобы он сам рассказал свою захватывающую историю.

Итак, Талха рассказывал:

“Когда однажды мы находились на рынке Басры, один из христианских монахов воззвал к присутствующим:

– О купцы! Расспросите людей, есть ли здесь кто-нибудь из мекканцев?

Так как я был рядом с ним, то поспешил ответить ему:

– Да, я из мекканцев.

– Появился ли среди вас Ахмад? – спросил он.

– А кто такой Ахмад? – спросил я.

– Сын Абдуллы ибн Абдель Мутталиба, – ответил монах. – Именно в этом месяце он должен появиться, и он последний из пророков... Он выйдет из вашей мекканской земли и переселится на землю чёрных скал, пальм и источников, из которых сочится вода. Поспеши же к нему, о юноша!

Сказанное монахом запало в моё сердце. Я тут же поспешил к своим верблюдам, оседлал их и приготовил к отъезду. Затем, оставив караван, я поспешил в Мекку.

Достигнув её, я спросил людей:

– Случилось ли что-нибудь в Мекке после нашего отъезда?

Мне ответили:

– Да, появился Мухаммад ибн Абдулла, который объявил себя Пророком, а ибн Абу Кухафа (Абу Бакр) стал его последователем.

Я хорошо знал Абу Бакра, который был приятным в обхождении и располагающим к себе человеком.

Он был честным и благонравным купцом, с которым мы дружили и любили проводить с ним время, поскольку он хорошо знал историю курайшитов и прекрасно разбирался в их генеалогии.

Придя к нему, я спросил:

– Правду ли говорят, что Мухаммад ибн Абдулла явился с пророчеством, а ты последовал за ним?

– Да, – ответил он. – Это так и есть.

Затем он начал рассказывать мне о Пророке, уговаривая меня присоединиться к нему. Когда я рассказал Абу Бакру о монахе, то он очень поразился этому и предложил:

– Пошли вместе к Мухаммаду, и ты сам расскажешь ему об этом, а затем послушаешь, что он говорит, чтобы принять религию Аллаха.

Когда я с Абу Бакром пришёл к Мухаммаду, он предложил мне принять Ислам, прочитав мне некоторые аяты Корана, пообещав блага в этой и иной жизнях.

Аллах открыл мою душу навстречу Исламу, и я рассказал ему о басрийском монахе. Мой рассказ произвёл на Мухаммада хорошее впечатление, что отразилось на его лице...

Затем я провозгласил перед ним, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха. Таким образом, я стал четвёртым человеком, принявшим исламскую веру, благодаря Абу Бакру”.

* * *

Принятие Ислама молодым курайшитом подействовало на его родных и близких подобно удару молнии.

Больше всех расстроилась и опечалилась по этому поводу его мать. Она очень надеялась, что её сын станет вождём этого народа, благодаря своим славным и благородным качествам...

Когда соплеменники Талхи (р.а.) попытались отвратить его от новой религии, то убедились, что он непреклонен, подобно огромной несокрушимой горе.

Разочаровавшись в своих попытках переубедить его по-доброму, они прибегали к карательным мерам и истязаниям...

Рассказывает Масуд ибн Хараш:

“Когда я пробегал между ас-Сафой и аль-Марвой (Бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва, один из обрядов, совершаемых во время Хаджа и Умры), то увидел многих людей, преследовавших юношу, руки которого были привязаны к шее. Они все бежали за ним, толкая его в спину и нанося удары по голове. Среди этих людей была также старая женщина, которая громким голосом всячески поносила его.

Я спросил:

– Кто этот юноша?

Мне ответили:

– Это Талха ибн Убайдулла, который отверг свою религию и стал последователем какого-то хашимита.

– А кто эта старуха, которая бежит за ним?

– Это его мать Ас-Сааба Бинт аль-Хадрами...

* * *

Подойдя к Талхе ибн Убайдулле, Науфал ибн Хувайлид, прозванный “львом курайшитов”, крепко привязал его верёвкой к правдивейшему Абу Бакру, а затем отдал их обоих в руки мекканских глупцов, чтобы те подвергли их самым тяжким истязаниям. Именно по этой причине Талха ибн Убайдулла и правдивейший Абу Бакр получили прозвище “соединённых”.

* * *

Дни шли своей чередой, события последовательно сменяли друг друга, и с течением времени всё более мужал Талха ибн Убайдулла, росла и ширилась его деятельность во имя Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Приверженность и преданность Талхи делу Ислама и всем мусульманам настолько окрепли, что люди начали титуловать его “живым шахидом”, а сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) называл его добрым, щедрым и великодушным Талхой.

Каждому их этих титулов сопутствовала своя блестящая история, и каждая из них была одна замечательнее другой.

* * *

С прозвищем Талхи “живой шахид” связана история, которая произошла в ходе битвы при Ухуде, когда мусульмане покинули Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и с ним осталось всего одиннадцать ансаров, а из мухаджиров – только Талха ибн Убайдулла.

Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе со своими спутниками поднимался в горы, их настигла группа язычников с целью убийства Посланника Аллаха.

Пророк спросил:

– Кто отобьёт нападение этих безбожников, чтобы стать моим спутником в Раю?

– Я сделаю это, о Посланник Аллаха, – вызвался Талха.

– Нет, оставайся на месте, – ответил Пророк.

– Тогда это сделаю я, – сказал один из ансаров.

– Хорошо, давай ты, – согласился Пророк.

Этот ансар отбивал нападение противника, пока не был убит. Посланник Аллаха продолжал свой подъём в горы со своими спутниками, но язычники вновь настигали их. Пророк воскликнул:

– Есть ли кто-нибудь желающий отбить нападение?

– Я, о Посланник Аллаха, – отозвался Талха.

– Нет, оставайся на месте, – повелел Пророк.

– Тогда это сделаю я, – предложил один из ансаров.

Пророк сказал:

– Хорошо, сделай это.

Воин из ансаров храбро вступил в бой, пока также не был убит.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал свой путь в горах, но его опять настигли язычники. Когда он вновь повторил свой вопрос, Талха ответил: “Я сделаю это, о Посланник Аллаха”. Однако Пророк и в этот раз запретил ему вступать в бой, и дал разрешение одному из ансаров. Так продолжалось до тех пор, пока не погибли все ансары, и рядом с Пророком остался один лишь Талха. И когда ещё раз догнали их язычники, то Посланник Аллаха сказал: “Да, теперь ты...”

У Посланника Аллаха был выбит передний зуб, рассечены лоб и губа, кровь залила его лицо. Он начал уже ослабевать. Бросившись на язычников, Талха отогнал их от Посланника Аллаха. Затем он взвалил на себя Пророка и понёс его дальше в горы. Через некоторое время он усадил его на землю, и вновь начал отбивать атаку язычников...

Так продолжалось до тех пор, пока он окончательно не отогнал врагов.

Абу Бакр рассказывал:

“В это время я и Абу Убайда ибн аль-Джаррах были далеко от Посланника Аллаха. Когда мы прибежали к нему, чтобы оказать помощь, он сказал:

– Оставьте меня и поспешите к своему товарищу.

При этом он имел в виду Талху. Подойдя к Талхе, мы увидели, что он истекает кровью, а на его теле мы насчитали более семидесяти ран, нанесённых мечами, копьями и стрелами...

С отрубленной кистью руки он без признаков жизни лежал в одной из ям.

После этого Посланник Аллаха говорил: “Кого радует вид человека, идущего по земле после своей смерти, пусть смотрит на Талху ибн Убайдуллу”.

Всякий раз, вспоминая битву при Ухуде, правдивейший говорил: “Этот весь день был днём Талхи...”

* * *

Такова история того, как Талха ибн Убайдулла стал носителем титула “живой шахид”. Что же касается таких его титулов, как “щедрый” и “великодушный”, то по этому поводу можно рассказать сто одну историю...

Известно, что Талха был крупным и очень богатым купцом. Однажды благодаря одной торговой операции в Хадрамауте он получил прибыль в сумме семисот тысяч дирхемов. Целую ночь после этого Талха провел в страхе и глубокой скорби.

Когда к нему вошла его жена Умм Кулсум, дочь правдивейшего Абу Бакра, то воскликнула:

– Что с тобой, о Абу Мухаммад? Неужели кто-то из нас причинил тебе что-нибудь плохое?

– Нет, – ответил Талха. – Ты лучшая из жён, которая только может быть у мусульманина... Я промучился всю ночь, задавая себе вопрос: “Что же думает человек о своём Владыке, если он спокойно спит, имея в доме такое богатство?!”

– А почему тебя это так беспокоит? – спросила жена. – Подумай о своих обездоленных и бедных соплеменниках. Утром же подели эти деньги между ними...

– Да смилостивится над тобой Аллах! – воскликнул Талха. – Ты находчивая и благородная женщина, дочь благородного отца...

Рано утром Талха разложил деньги по кошелькам и кошелям, а затем раздал их беднякам среди мухаджиров и ансаров.

* * *

Рассказывают также, что как-то к Талхе ибн Убайдулле пришёл человек и попросил у него материальной помощи, указав на свою родственную связь с ним. Талха сказал:

– Раньше мне никто не говорил об этой родственной связи. У меня есть участок земли, за которую Усман ибн Аффан давал мне триста тысяч... Если хочешь, возьми её себе, или же я продам её ему за триста тысяч, а эти деньги отдам тебе.

Человек сказал:

– Лучше я возьму деньгами...

Талха вручил ему эту сумму...

Да будет Аллаха доволен “щедрым и великодушным Талхой”, как назвал его Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и да ниспошлёт Он свет в его могилу!

Поделиться: