Шел 34-й г. по хиджре. Мятежники, окружившие дом халифа Усмана (да будет доволен им Аллах), требуют его немедленной отставки. В противном случае грозятся убить его. Халиф лично встречается с восставшими и, выслушав их претензии по ряду вопросов, дает им исчерпывающие ответы.
Среди поднятых мятежниками тем – сбор записей Корана, который был осуществлен девятью годами ранее описываемых событий. Мятежники обвиняют Усмана в новаторстве, в противоречии сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но халиф приводит им контраргумент, заставивший их замолчать: «Коран – речь Аллаха, а Аллах Един. Я объединил мусульман вокруг Корана и запретил им вести споры в отношении него (Корана). Причем моя работа была продолжением работы Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) по сбору Корана». Мятежники, так и не вняв словам халифа, ворвались в его дом и жестоко убили его, но его решение по сохранению и фиксации Божьего Писания объединит мусульман и принесет им всеобщее благо.
Разночтение Корана
Как известно, Коран был ниспослан с учетом диалектов различных арабских племен и имеет до семи разновидностей чтений (кираатов – рецитаций), которые достигли степени абсолютной достоверности (переданы путем таватура). Это значит, что не весь Коран, а некоторые его слова могут иметь разночтение, то есть звучать по-разному, но в целом сохраняют единый смысл, как, например, в словах: (فتبينوا فتثبتوا). Оба слова были переданы Всевышним через ангела Джибриля, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешал своим сподвижникам применять любой из одобренных Всевышним способов чтения. Главное – чтобы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал добро на подобное чтение, тем самым подтверждая, что такова воля Всевышнего.
Таким образом, сподвижники, придерживаясь одного из видов чтения (кираата) Корана, в последующем разъехались по различным исламским регионам, жители которых запомнили Коран в том виде, в котором тот или иной сподвижник читал его им. К примеру, жители Шама читали по кираату Убайа ибн Ка'ба (да будет доволен им Аллах), а иракцы – по кираату Абдуллы ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах).
Однако такой плюрализм в чтении Корана лишь на поверхности казался неуязвимым и понятным для всех представителей мусульманской общины. По мере отдаления от пророческого периода нравы людей стали постепенно ухудшаться, исламская мораль стала терять ведущие позиции в их сердцах. Кроме того, в Ислам стали приходить массы новообращенных, которые все еще находились на начальном этапе знакомства с новой религией и имели о ней лишь отдаленное представление.
Разумеется, такая деликатная тема, как разночтение Корана, могла быть непонятной, а то и ввести в заблуждение, что по сути и произошло. Мусульмане Шама, исходя из распространённого в их регионе чтения, стали обвинять иракцев в неправильном чтении Корана, иракцы в свою очередь адресовали шамитам аналогичное обвинение. В некоторых случаях дело даже доходило до взаимного такфира.
Но подобный диссонанс был замечен не только в провинциях, споры по чтению Корана начались и в столице исламского халифата, в городе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Заметив это, халиф Усман (да будет доволен им Аллах) обратился к мусульманам с обращением: «Вы, находясь тут, возле меня, умудряетесь спорить, значит, дела тех, кто находится в провинциях, еще хуже».
Халиф, спасите умму…
Все же последней каплей стал приезд Хузайфы ибн аль-Ямана (да будет доволен им Аллах), совершавшего джихад в окрестностях Армении и Азербайджана. Этот сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) стал свидетелем более острых разногласий в чтении Корана. Прибыв в Медину, Хузайфа заявил халифу: «О правитель правоверных, спасите эту умму, пока она не начнет спорить в отношении своего Писания, так же, как иудеи и христиане».
Халиф понимал, что проблема нарастает, как снежный ком, но после слов Хузайфы медлить уже было нельзя, нужны были решительные действия, которые раз и навсегда покончат с разногласиями. Усман в срочном порядке созывает шуру, на которой сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) единогласно высказывают мнение о необходимости копирования и размножения Корана. Для этого создается комиссия, состоящая из четырех сподвижников – Зайда ибн Сабита, Абдуллы ибн Зубайра, Саида ибн аль-'Аса и Абдурахмана ибн аль-Хариса (да будет доволен ими Аллах). Руководителем этой комиссии назначается Зайд ибн Сабит.
Свитки Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), хранительницей которых была супруга Пророка Хафса (да будет доволен ею Аллах), играли в работе комиссии основополагающую роль, поскольку весь Коран был записан на них. Кроме свитка Абу Бакра в работе были задействованы хафизы Корана, которые подтверждали подлинность той или иной записи. Следует отметить, что в окончательный вариант не вошли отмененные Всевышним аяты (мансух). Что касается разночтений в Коране и наличия ряда кираатов, то отсутствие точек и огласовок охватило часть из них. А если форма письма не позволяла передать это в одной копии Корана (как, например, в словах وصي и اوصي), то один из вариантов переносился в другую копию.
После завершения работы остальные записи Корана, хранившиеся у сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были изъяты и сожжены, поскольку в этих записях все еще оставались отмененные Всевышним аяты (мансух), которые могли бы сбить читателя с толку.
Кроме того, в уничтоженных записях, наряду с кораническим текстом содержались комментарии к Корану, причем не было отличительных знаков или других обозначений, которые проводили бы разделительную черту между Кораном и его толкованием. Непросвещённый читатель мог принять эти записи за Коран, что имело бы необратимые последствия. Чтобы исключить подобное развитие событий, халиф Усман приказал ликвидировать все частные записи и призвал объединиться вокруг одного Корана, впервые в арабской истории подготовленного в форме книги.
Существуют различные мнения относительно количества копий Корана, подготовленных данной комиссией. Все же, более приближенной к действительности версией является число шесть. Четыре из них были разосланы по следующим регионам: Мекка, Куфа, Басра и Шам. Два Корана были оставлены в Медине, один из них – для всеобщего пользования, а другой хранился лично у халифа. Кроме самих копий в провинции были направлены также и чтецы Корана, способ чтения (кирааат) которых соответствовал той или иной провинции.
Подводя итоги такой масштабной и трудоемкой работы – халифу Усману удалось прийти к следующим результатам:
- объединение мусульман вокруг Корана и исключение между ними разногласий и противоречий в чтении Корана, нивелирование более крупного раскола;
- в копии Корана вошли лишь те аяты, которые были признаны полными и окончательными, в них не включены аяты, чтение которых отменено (мансух), или комментарии к Корану.
- Коран был упорядочен по главам (сурам) и аятам, по порядку их ниспослания (например, в свитках Абу Бакра такой порядок был лишь в аятах, но не в главах).
- копии Корана Усмана вобрали в себя все способы чтения (кирааты), достоверность которых не подлежит ни малейшему сомнению.
По материалам книги
«Аль-Хулафа Ар-Рашидун байна аль-истахляф ва аль-истишхад»