Для того чтобы побольше узнать о заметных в истории сподвижниках и чтобы увеличились наша любовь и уважение к ним, расскажем коротко о Хузайфе ибн аль-Ямане.
Хузайфа ибн аль-Яман (да будет доволен им Аллах) являлся одним из самых приближённых сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ.
«Если хочешь, то можешь быть просто мухаджиром, а если хочешь, то можешь быть одним из ансаров. Поэтому можешь сделать любой выбор, который тебе по душе». Именно с такими словами Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обратился к Хузайфе ибн аль-Яману (да будет доволен им Аллах), когда встретил его впервые в Мекке.
Возможность сделать свободный выбор принадлежности к одной из двух почётнейших категорий людей у мусульман, предоставленная Хузайфе ибн аль-Яману, имеет свою предысторию.
Отец Хузайфы аль-Ямана (да будет доволен им Аллах) был мекканцем из рода бану Абс. Однако, убив человека из своего рода, он был вынужден переселиться из Мекки в Ясриб (Медина). Там он породнился с родом бану Абдуль Ашхал, и у него родился сын, получивший имя Хузайфа.
Незаметно миновал срок, в течение которого аль-Яману (отец Хузайфы) запрещалось вступать на территорию Мекки, и он начал периодически посещать её, предпочитая, однако, Ясриб для постоянного проживания.
Когда над Аравийским полуостровом воссиял свет Ислама, отец Хузайфы аль-Ямана (да будет доволен им Аллах) был среди одиннадцати людей рода бану Абс, прибывших лично к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и провозгласивших перед ним свой переход в исламскую веру. Это случилось ещё до того, как Пророк (мир ему и благословение) переселился в Медину. Поэтому, мекканец по происхождению, Хузайфа стал мединцем.
Хузайфа ибн аль-Яман (да будет доволен им Аллах) вырос в доме мусульманина и получил заботливое воспитание родителей, которые были среди первых принявших религию Аллаха. Хузайфа (да будет доволен им Аллах) стал мусульманином прежде, чем ему выпало счастье увидеть Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Всеми своими чувствами Хузайфа (да будет доволен им Аллах) страстно стремился встретиться с Посланником (мир ему и благословение). С тех пор, как он стал мусульманином, Хузайфа (да будет доволен им Аллах) жадно ловил любую весть о Пророке (мир ему и благословение) и постоянно расспрашивал о том, какой он из себя. Однако то, что он узнавал, лишь увеличивало его тягу и страстное стремление к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение).
Он отправился в Мекку специально для того, чтобы увидеться с Пророком (мир ему и благословение). Встретившись с ним, он почти сразу же спросил: «Кто я, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение): мухаджир или из ансаров?» Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: «Если хочешь, то можешь быть мухаджиром, а если хочешь, то можешь быть одним из ансаров. Поэтому можешь сделать любой выбор, который тебе по душе».
«Я хочу быть из ансаров, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение)!» – сказал Хузайфа (да будет доволен им Аллах).
С тех пор, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) переселился в Медину, Хузайфа (да будет доволен им Аллах), подобно тени, неотступно следовал за ним и участвовал во всех походах, кроме битвы при Бадре.
Историю по поводу того, что он не участвовал в этом сражении, Хузайфа (да будет доволен им Аллах) рассказывает сам: «Единственное, что помешало мне сражаться при Бадре, это то, что меня с отцом не было тогда в Медине. В дороге нас захватили курайшитские неверные, которые спросили нас: «Куда вы направляетесь?»
Мы ответили им: «В Медину». Они сказали: «Наверное, вам нужен Мухаммад?»
Мы сказали: «Нам нужна Медина». Они согласились отпустить нас только при условии, если мы поклянёмся не помогать Мухаммаду (мир ему и благословение) вести войну против них и не сражаться с ними. Затем они освободили нас.
Когда после этого мы пришли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сообщили о данном нами обещании курайшитам, попросив совета, он сказал нам: «Можете не соблюдать данного вами обещания им, и обратимся к помощи Аллаха в борьбе против них».
Несмотря на все заслуги, Хузайфа ибн аль-Яман (да будет доволен им Аллах) чрезвычайно боялся за свою душу пред Аллахом. Когда обострилась его смертельная болезнь и под покровом ночи его навестили некоторые соратники, он спросил: «Который час сейчас?» Ему ответили, что близится рассвет. Тогда Хузайфа (да будет доволен им Аллах) воскликнул: «О Господь мой, упаси меня от утра, которое приведёт меня в пламя...».
Затем он спросил: «Вы принесли с собой саван?» Они ответили: «Да, мы принесли». Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не излишествуйте в саванах. Если мне суждено добро от Аллаха, то мой саван и так будет добрым. В противном же случае он будет отнят у меня...». После этого Хузайфа (да будет доволен им Аллах) продолжил: «О Господь мой, Ты знаешь, что бедность была всегда любимее мне, чем богатство, приниженность я любил больше величия, а смерть предпочитал жизни».
Уже умирая, он произнёс: «Любящий достигает своего... Нет ничего лучше раскаяния...».
Знание, позволяющее различать лицемеров
Было у Хузайфы ещё одно достоинство, из-за которого Хабиб (мир ему и благословение) особо выделил именно его, – это знание, позволяющее различать мунафиков-лицемеров. Поэтому он заслужил прозвище «Сахибу сирри Расулиллах», то есть «Хранитель тайны Посланника Аллаха». В течение всей своей жизни Хузайфа ибн аль-Яман (да будет доволен им Аллах) свято хранил все секреты, касающиеся лицемеров.
По всем вопросам в этой сфере халифы обращались за помощью к нему. Например, второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), если умирал кто-то из мусульман, спрашивал: «Присутствовал ли на заупокойной молитве Хузайфа?»
Если ему отвечали, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) присутствовал, то он благословлял покойного. Если же ему говорили, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) отсутствовал, то Умар (да будет доволен им Аллах), сомневаясь в этой личности, воздерживался от присутствия на похоронах.
Как-то раз Умар (да будет доволен им Аллах) спросил Хузайфу (да будет доволен им Аллах): «Есть ли среди моих наместников и в моём окружении лицемеры?» Хузайфа (да будет доволен им Аллах) ответил: «Да, один есть». Умар (да будет доволен им Аллах) попросил: «Укажи мне его». Хузайфа (да будет доволен им Аллах) ответил: «Я не сделаю этого». Однако потом Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил: «Тем не менее, Умар скорейшим образом убрал именно этого человека, как будто ему его показали».
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) был очень богобоязненным и вёл самый простой образ жизни. Повелитель правоверных Умар (да будет доволен им Аллах) назначил Хузайфу (да будет доволен им Аллах) наместником Мадаина (Ктесифон) и написал письмо гражданам древней столицы Сасанидов, в котором обязал их принять нового наместника и подчиниться ему. Хузайфа (да будет доволен им Аллах) отправился в путь, сидя верхом на старом осле, а провизия его составляла то, что находилось в маленьком мешочке, привязанном к ослу.
По прибытии в Ктесифон его встретили жители города и крестьяне из провинций. Не было предела их удивлению, когда они увидели будущего наместника верхом на осле, а в руках у него – лепёшка и кусок мяса. Когда Хузайфа (да будет доволен им Аллах) прочитал письменное ручательство от халифа, жители проявили покорность и сказали ему: «Требуй от нас то, что ты желаешь». Но простой наместник (нам бы таких мэров и чиновников) сказал: «Я прошу у вас кормить меня и дать корму для моего осла, пока буду находиться среди вас». Он оставался на этой должности, сколько пожелал Всевышний Аллах, а потом халиф написал ему письмо, чтобы тот прибыл к нему. Сам халиф вышел на окраину Медины и спрятался на дороге, откуда будет возвращаться Хузайфа (да будет доволен им Аллах). Вскоре тот появился на своём осле. Когда тот приблизился, халиф встал из своего укрытия и отправился ему навстречу. Увидев, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) прибыл к нему в таком же виде, то есть таким же простым и в одежде и в транспорте, как и был, когда отправлялся в Ктесифон, халиф Умар (да будет доволен им Аллах) был тронут, обнял Хузайфу (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Я и ты – братья!».
Пусть Всевышний не лишает нас, всех мусульман, благодати наших праведных предков и даст нам силы последовать за хорошими качествами сахабов, табиинов и благочестивых алимов! Аминь!
Ummet.kz