25
Ср,
дек

һижри

Вклад имама Матуриди в религию

Вероубеждение
Объявление

Имам Абу Мансур ибн Мухаммад Матуриди (рохматул-лахи аляйхи) посвятил всю свою жизнь защите акиды (вероубеждения) мусульман от искажений.

В Х веке во главе карамитов стал Мухаммад ибн Ахмад Нахшаби. В то время течение карамитов широко распространилось в Мауаранахре, ислучилось так, что падишах Мауаранахра Наср ІІ, а также его подданные попали под влияние карамитов. Уже в то время между приверженцами ахлюс-сунны уаль-джамаа и карамитами проходили дискуссии.

После того, как на престол взошел сын Насра ІІ – Нух (время правления 943-954 г.г.), он, с целью истины, пригласил на дискуссию главу карамитов Нахшаби и ученого ахлюс-сунны уаль-джамаа имама Матуриди (рохматул-лахи аляйхи). И в той дискуссии верх одержал имам Матуриди (рохматул-лахи аляйхи), а Нахшаби, по приказу падишаха Нуха, был казнен через повешение. Таким образом акида ахлюс-сунны уаль-джамаа была принята в качестве государственного вероубеждения.

Но было еще рано утверждать о полной победе ахлюс-сунны уаль-джамаа. Так как в то время были и другие течения, которые вносили разлад в умму. И однимиз таких течений было течение мутазилитов.[1]

По причине искусного сокрытия мутазилитами своих истинных намерений, их трудно было отличить от приверженцев ахлюс-сунны уаль-джамаа,что было причиной усилению и широкому распространению идей мутазилитов. В качестве примера можно привести известного ученого из числа табигинов Абу Хасана Али ибн Исмаила Ашгари (рохматул-лахи аляйхи) (260-324 по хиджре), который изначально был последователем мутазилитов, но осознал ошибочность их вероубеждения, он стал приверженцем ахлюс-сунны уаль-джамаа и стал придерживаться мазхаба шафиитского толка. В то время ему было 40 лет. Именно после этого он насписал свой труд «Аль-Акидатул-Ашгария». Самым же первым трудом имама Ашгари (рохматул-лахи аляйхи) в области акиды был труд под названием «Маколятул-ислямиин уа ихтиляфул-мусоллин».

По причине усилий на пути защиты акиды мусульман от всяческих искажений имам Ашгари (рохматул-лахи аляйхи) удостоился титула «Знамя Ислам».

Но вернемся к имаму Матуриди (рохматул-лахи аляйхи). С целью защиты вероубеждения ахлюс-сунны уаль-джамаа и в качестве ответа на искажения мутазилитов он написал следующие труды:

- بيان وهم المعتزلة (баяну уахмил-мутазиля);

- التوحيد (ат-таухид);

- المقالات (аль-макалят);

- الرد على القرامطة (ар-радду алял-карамата) и др.

Среди книг имама Матуриди (рохматул-лахи аляйхи) можно особо отметить труды, в которых изобличались ошибки одного из лидеров мутазилитов Кагби, который среди своих приверженцев был прозван как «имам всего мира». К примеру:

- رد الأصول الخمسة لأبي محمد الباهلي (раддул-усулил-хамса ли Аби Мухаммад Аль-Бахили);

- أوائل الأدلة للكعبي (аууаилюль-адилляти лил-кагби);

- رد كتاب وعيد للفساق للكعبي (радду китаби уагид лил-фуссаки лил-кагби);

- رد تهذيب الجدل للكعبي (радду тахзибил-жадял лил-кагби).

В этих трудах раскрываются искажения Кагбием акиды ахлюс-сунны уаль-джамаа.

Особое место среди трудов имама Матуриди (рохматул-лахи аляйхи), в которых раскрываются ошибки и заблуждения различных течений, занимает التوحيد (ат-таухид) и التأويلات ماتريدية في بيان أصول أهل السنة وأصول التوحيد (ат-таауиляту матуридийа), которым учеными была дана высокая оценка. К примеру, Ходжа Халифа (рохматул-лахи аляйхи) говорил: «Это бесценный труд. Ничто, из написанного ранее в области калям (акида), не сравнится с ним. По сравнению с остальными этот труд легок и кдобен в освоении».

 Абдуссамад Махат

наиб имам центральной мечети «Нур Астана» 



[1] Течение, которое появилось во ІІ-ом веке по хиджре (80-131 г.г.), в Басре. Появившись в конце правления омейядов, мутазилиты широко распространились во время правления аббаситов.

Поделиться: