25
Ср,
дек

һижри

Вступление

Вероубеждение
Объявление

Из истории известно, что в любой религии, в том числе и в Исламе, всегда возникали различные течения. Но по истечению короткого времени многие из них сходили со сцены. Что же касается ахлюс-сунны уаль-джамаа, то вот уже на протяжении 14-ти веков она доказывает свою актуальность и преемственность.

Каждый сознательный верующий должен задаваться вопросом: «Если путь, которого я придерживаюсь, ошибочен, то в каком состоянии я буду стоять перед Всевышним Аллахом?» Да, этот вопрос заставляет задуматься.

Есть немало личностей, которые придерживаются мнения, что для наставления на путь истины достаточно лишь быть знакомым с основными вопросами, связанных с вероубеждением, и при этом пренебрегают таким требованием, как осознание сути этих вопросов.

На самом же деле лишь быть знакомым с основными вопросами вероубеждения недостаточно, так как если бы можно ограничиться лишь знанием, то шайтан не был бы в числе заблудших и не был бы прогнан из джанната. Будучи сведущим даже в тех вещах, которые были не ведомы ангелам, шайтан не был в состоянии осознать суть сотворения Адама (мир ему), по причине чего воспротивился требованию Всевышнего Создателя поприветствовать первого человека поклоном, в результате чего превратился в «аль-ля`натур-раджим», то есть в «проклятого и лишенного милости Всевышнего».

Подобно сказанному, те, кто уделен мудростью, придерживаются мнения, что лишь его мнение правильно и что лишь он не ошибается, что приводит к тому, что он отделяется от других. На самом же деле, если бы он обладал не только знанием, но и мудростью, то не был бы стол опрометчив в своих суждениях.

Всевышний  Аллах, в 103-ем аяте суры «Али Имран», сказал:

وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللهِ جَمِيعًا وَلاَ تَفَرَّقُوا

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь».

Таким образом, Всевышний Аллах предупредил мусульман от разделения на течения.

Естественно возникает вопрос: «Если Всевышний Аллах приказывает мусульманам быть единой уммой, и такое Его требование явно, то как, в таком случае, объяснить возникновение различных течений?» Ответ очень прост: все дело в ошибочном понимании аятов и хадисов. Причин же этого множество, одним из которых является понимание захир (внешнего) смысла аята или же хадиса. Хотя на самом деле следует опираться на их сокровенный смысл. В качестве примера можно привести хадис, переданный имамом Бухари от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором сказано:

ما أسفل من الكعبين من الإزار ففي النار

«Та часть изара, которая опускается ниже щиколоток, окажется в Огне».

Не удивительно, что те, кто понимает этот хадис дословно, то есть внешний его смысл, утверждают, что каждый, чья штанина ниже щиколотки, является обитателем ада. Но такое утверждение указывает, скорее всего не на их образованность в вопросах религии, а их неграмотность. И доказательством этому является хадис, переданный имамом Бухари и имамом Муслимом от Ибн Омара (да будет доволен им Аллах):

قَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم: مَنْ جَرَّ ثَوْبَهُ خُيَلاَءَ لَمْ يَنْظُرِ اللهُ إِلَيْهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ"، فَقَالَ أَبُو بَكْرٍ: إِنَّ أَحَدَ جَانِبَيْ إِزَارِي يَسْتَرْخِي إِنِّي لأتَعَاهَدُ ذَلِكَ مِنْهُ. قَالَ: لَسْتَ مِمَّنْ يَفْعَلُهُ خُيَلاَءَ

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В День воскресения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой свою одежду из кичливости». Услышав это, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «О, посланник Аллаха, а ведь мой изар иногда распускается и волочится по земле, если я не слежу за ним!» На что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ответил: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из кичливости!»

Пояснение:

…кто волочил за собой свою одежду из кичливости – тот, чья одежда волочится по земле, и он гордится этим по причине своего высокомерия. («Сахих Аль-Бухари»)

На самом деле Ислам против проявления гордыни в любой ее форме, в том числе и в вопросе ношения одежды. К тому же, кому и какая польза от того, что кто-то, по причине своей состоятельности, будет волочить подол своей одежды по земле, бахвалясь своим одеянием?!

…мой изар иногда распускается и волочится по земле, если я не слежу за ним – Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) был худощавым, по причине чего его изар все время сползал с пояса.

Поистине, ты не из тех, кто делает это из кичливости! – Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) был известен своей набожностью и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) указал именно на это его качество.

Из сказанного становится ясно, что хадис касается высокомерных людей. И если в привычке человека нет высокомерия, то длинная штанина ни как не влияет на степень имана верующего. Именно на это указывают слова нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Также следует учитывать тот факт, что не все, что имело место в эпоху нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), соответствует сегодняшнему дню. К примеру, сегодня длинный подол одежды не воспринимается в качестве достоинства человека, как это было в средние века. К тому же сегодня общество не воспринимает короткую штанину выше щиколоток в виде обычного явления, так как привычным является ношение брюк со штаниной ниже щиколоток. И нет сомнения в том, что если кто-либо, к примеру, обычный служащий, будет носить брюки с короткой штаниной, это станет притчей во языцех.

Остается добавить, что никто не имеет права ставить свое личное мнение выше требований шариата. То есть никто не может запретить то, что разрешено религией. Поэтому главным требованием в ношении одежды является предостережение от высокомерия, ведь в шариате нет требования, согласно которому степень имана верующего определялась бы на основе материи. Так как в этом вопросе за основу берется искренность вероубеждения.

Все сказанное выше указывает на то, что все связано с намерением человека.

Абдуссамад Махат

 

наиб имам центральной мечети «Нур Астана» 

Поделиться: