25
Ср,
дек

һижри

Амину уммы – Абу Убайда ибн Аль-Джаррах

Статьи
Объявление

Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) – `Амир ибн Абдуллах ибн Аль-Джаррах Аль-Курши.

`Амир ибн Абдуллах ибн Аль-Джаррах (да будет доволен им Аллах) более известен по кунье «Абу Убайда» (отец Убайда).

Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) родился в 40-ом году до хиджры (584 г.).

Принятие Ислама: Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) был в числе первых мусульман. Причиной принятия Ислама был Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), который за день до этого стал мусульманином.

Тогда Абу Убайда (да будет доволен им Аллах), вместе с Абдур-Рохманом ибн `Ауфом, Османом ибн Мазгуном и Аль-Аркамом ибн Аби Аль-Аркам (да будет доволен ими Аллах) пришли к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и произнесли калиму.

Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) после принятия им Ислама: Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) был искренен в религии. Ему довелось совершить хиджру в Хабашстан (Эфиопию) со второй группой мусуьман (аль-хиджра ас-сания).

Качества, присущие Абу Убайда (да будет доволен им Аллах):

- Амину уммы. Когда к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прибыли два представителя Наджрана, и попросили, чтобы Он отправил с ними самого доверенного человека, наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Я непременно пошлю с вами самого доверенного человека». Каждый сахаба (да будет доволен ими Аллах) желал быть этим человеком. Но Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к Абу Убайда: «Встань, о Абу Убайда!» И когда тот встал, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вот этот человек является «аминуль-умма». То есть, самым доверенным человеком уммы. («Сахих Аль-Бухари», 4119)

- Стойкость и отвага в сражении. Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) был учатником многих сражений. И в сражении при Ухуде он самоотверженно защищал Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) от мушриков, главной целью которых была убить нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В разгар сражения, находясь в гуще сржения, Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) вдруг заметил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ранен, и что в Его щеку вонзились два кольца от кольчуги. Прорвавшись к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Убайда (да будет доволен им Аллах), ухватившись зубаим за кольца, вырвал их, и при этом лишился двух своих зубов. («Канзу Аль-`Уммаль», 30025)

- Участие в сражениях на пути Аллаха. Еще во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) учавствовал практически во всех сражениях.

В сражении при Бадре отец Абу Убайды (да будет доволен им Аллах), который был мушриком и сражался на стороне неверных, стремился скрестить оружие с сыном. Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) всячески старался уйти от этого. Но его отец был настойчив в своем стремлении, и в конце концов Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) был вынужден убить его. И тогда Всевышним Аллахом был ниспослан следующий аят: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Судный день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждебен Аллаху, если даже это их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их Своим духом. Он введет их в сады с текущими ручьями, и они пребудут там вечно. Да будет доволен ими Аллах, и да будут они довольны Им! Они – сторонники Аллаха. Воистину, сторонники Аллаха – преуспевшие». («Аль-Муджадаля», 22 аят)

Когда наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) послал его во главе отряда, который состоял из чуть более 300 человек. Провизии было мало. Всей едой были лишь финики. Дошло до того, что в день каждый воин съедал лишь пригоршню фиников, а затем всего лишь финик. И когда закончились все припасы, люди стали питаться листьями деревьев, по причине чего этот поход был назван «газауату Аль-Хабт». Находясь в таком затруднительном положении люди нашли на берегу моря мертвого кашалота. Надо было как-то выходить из положения. И Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) сначала приказал не есть кашалота. Но затем сказал: «Нет! Мы посланники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И мы находимся на пути Аллаха. Можете есть его». Таким образом отряд был обеспечен пропитанием.

Об этом случае говорится в «Сахих Аль-Бухари» и «Сахих Муслим».

После кончины Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) первым делом подавил выступление вероотступников, а затем Мусайлямы Каззаба, после чего отправил войско мусульман для завоевания Шама. И Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) был в числе четырех военноначальников (Язид ибн Аби Суфйан, Шархабил ибн Хасана, Амр ибн `Аль-Ас (да будет доволен ими Аллах), назначенных самим Абу Бакром (да будет доволен им Аллах). Тогда в сражении под Ар-Рамля мусульмане добились победы.

Во время Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) главным военноначальником был Халид ибн Уалид (да будет доволен им Аллах). После его кончины Омар (да будет доволен им Аллах) назначил Абу Убайду (да будет доволен им Аллах) главным военноначальником и наместником в Шаме. И первой победой было завоевание Дамаска. Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) был наместником Шама на протяжении года. Именно тогда Абу Убайда (да будет доволен им Аллах), первым среди мусульман, удостоился титула «амируль-умара» (правитель правителей).

В сражении при Ярмуке военноначальником был Халид ибн Уалид (да будет доволен им Аллах). Уже после начала сражения мусульмане получили послание халифа Омара (да будет доволен им Аллах), в котором он приказывал Абу Убайде (да будет доволен им Аллах) возглавить сражение. Но Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) сообщил об этом лишь после сражения. И тогда Халид ибн Уалид (да будет доволен им Аллах) спросил его: «О Абу Убайда! Да смилуется над тобой Всевышний! Почему ты сразу не сообщил мне об этом?» На что Абу Убайда (да будет доволен им Аллах), со свойственной ему мудростью, ответил: «Я нежелал мешать твоей победе. Ведь мы не желаем быть правителями мира сего, и не стремимся к дунье. Мы являемся братьями ради лика Всевышнего».

В сражении при Ярмуке мусульмане, численностью всего 36 тысяч человек, сражались с воском византийцев, численность которых была 240 тысяч человек. Тогда в плен попало 40 тысяч вражеских воинов.

- Набожность и богобоязненность. Как-то раз Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), будучи халифом, выслал Абу Убайде (да будет доволен им Аллах) четыре тысячи дирхам и четыреста дирхам, и при этом поручил слуге, с которым он посылал эти деньги: «Посмотри что он будет делать с этими деньгами». Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) получив деньги раздал их нуждающимся. Услышав об этом Омар сказал: «Хвала Всевышнему, Который сотворил в Исламе того, кто поступил подобным образом!»

Когда Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) был назначен уалием (наместником) Шама, его жители предложили ему в дар лошадь. Но он не принял его. Тогда жители Шама пожаловались халифу Омару (да будет доволен им Аллах), что мол Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) обижает их, отказываясь от их подарка. И тогда Омар (да будет доволен им Аллах) написал Абу Убайде (да будет доволен им Аллах) следующее: «Если они так настаивают, то прими их дар, а затем отдай его нуждающимся».

Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), прибыв в Шам спросил: «Где мой брат!» Люди спросили: «А кто ваш брат?»

- Абу Убайда ибн Аль-Джаррах (да будет доволен им Аллах)!

Когда пришел Абу Убайда (да будет доволен им Аллах), Омар (да будет доволен им Аллах) обнял его, после чего они направились к нему домой. Зайдя в дом Омар (да будет доволен им Аллах) заметил, что в нем нет никакой мебели, а из вещей лишь меч, щит и седло. Омар (да будет доволен им Аллах), улыбнувшись, спросил: «Что же ты не сделаешь для себя то, что делают другие?» (почему не обуствроишь свой быт) На что Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) ответил: «О амируль-муминин! Этого мне достаточно для решения проблем».

Когда в Шаме стала свирепствовать чума, Омар (да будет доволен им Аллах), желая уберечь Абу Убайду (да будет доволен им Аллах) от смерти, написал ему следующее: «Если получишь это письмо вечером, то не дожидайся вечера. Если же получишь утром, то не дожидайся утра. Сразу же выезжай. У меня есть поручение для тебя».

Абу Убайда (да будет доволен им Аллах), будучи очень умным человеком, понял, что Омар (да будет доволен им Аллах) желает спасти его от чумы. И он написал Омару (да будет доволен им Аллах) следующее: «О амируль-муминин! Я получил Ваше послание. Я понял чего вы желаете. Но, поистине, я являюсь воином мусульманского войска. И я бы желал, чтобы меня постигло то, что постигнет их. (то есть, я не буду спасть себя, оставив других) О амируль-муминин! Позволь мне остаться здесь».

Получив это послание Омар (да будет доволен им Аллах) заплакал. Люди спросили: «Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) умер?» На чт о Омар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Да, будто бы умер...».

Это означало, что если даже Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) и не умрет от чумы, но после нее долго не проживет.

Тогда войско мусульман насчитывало 36 тысяч воинов. После же чумы в живых осталось всего 6 тысяч.

- Скромность и мудрость в принятии решений. О скромности человека можно судить хотя по тому, как он, будучи начальником, общается с подчиненными. Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) был одним из видных военноначальников эпохи праведных халифов. И одним из качеств, присущих ему, было то, что он во всем советовался с другими. Когда римляне собирались напасть на Шам, Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) стал советоваться со своими солдатами. Мнения разделились. Большинство предложили защищаться в крепости Хумс, тогда как Халид ибн Уалид (да будет доволен им Аллах) предложил напасть на римлян. И тогда Абу Убайда прислушался к мнению большинства.

- Ученость. На ученость Абу Убайды (да будет доволен им Аллах) указывает хотя бы то, что хадисы от него передавали такие сахабы, как Абу Са`ляба Джурсум Аль-Хашани, Самура ибн Джундуб, Садью ибн `Аджалян (да будет доволен ими Аллах), табигины Абдур-Рохман ибн Ганм, Абдуллах ибн Сурака, Абдул-Малик ибн `Умайр, `Ияд ибн Гузайф (да будет доволен ими Аллах).

- Благонравие. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Среди вас я хотел бы перенять лишь некоторые благие качества Абу Убайды (да будет доволен им Аллах)». («Файду Аль-Кадир», 7995)

Из высказываний Абу Убайды (да будет доволен им Аллах): перед одним из сражений Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) обратился к своим воинам со следующими словами: «О рабы Аллаха! Помогите религии Всевышнего и Всевышний поможет вам. Будьте стойкими! О рабы Всевышнего! Будьте терпеливыми! Ибо терпение есть спасение от куфра, довольствие Аллаха и защита от позора. Не нарушайте строй. Не подымайте оружие первыми и не кидайте первыми копья. Крепко держите свои щиты. До конца сражения не произносите ничего, кроме зикра (поминания Всевышнего)».

Когда его назначили уалием Шама, он обратился к его жителям со следующими словами: «О люди! Поистине, я мусульманин из племени Курайш. И если кто-либо из вас будет более богобоязненным чем я, то я бы желал быть под его руководством, не взирая на то, кто он».

Некоторые высказывания о Абу Убайде (да будет доволен им Аллах): Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В каждой умме есть доверенный человек. И доверенным человеком этой уммы является Абу Убайда ибн Аль-Джаррах (да будет доволен им Аллах)». («Тухфату Аль-Ахуази», 3912)

Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если я умру, а Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) будет жив, то выберите его халифом. И если мой Господь спросит меня, кого я оставил своим халифом (наместником), то я скажу, что оставил доверенного Аллаха и доверенного Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует)».

Как-то раз Омар (да будет доволен им Аллах), сидя с группой людей, сказал: «Чего бы вы пожелали?» И тогда один сказал: «Я желаю, чтобы этот дом был наполнен дирхамами. Я бы потратил все это на пути Аллаха». Омар (да будет доволен им Аллах) снова спросил: «Чего бы вы пожелали?» Кто-то другой сказал: ««Я желаю, чтобы этот дом был полон золотом. И я желаю потратить все это на пути Аллаха». И тогда Омар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я же желаю, чтобы этот дом был полон такими людьми, как Абу Убайда ибн Аль-Джаррах (да будет доволен им Аллах)».

Достоинства Абу Убайды (да будет доволен им Аллах): как бы в дополнение вышесказанному мы решили привести список достоинств, присущих Абу Убайде (да будет доволен им Аллах):

- сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) назвал его «аминуль-умма» (доверенным человеком уммы);

- Абу Убайде (да будет доволен им Аллах) довелось принимать участие во всех сражениях при жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует);

- Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) первым среди мусульман удостоился титула амируль-умара (правитель правителей);

- он принял ислам в числе первых мусульман;

- он является одним из «ашара-мубашара» (десяти сахабов, которые при жизни удостоились джанната);

- когда отец Абу Убайды (да будет доволен им Аллах), после принятия им Ислама, стал истязать его, он не отказался от религии;

- Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) совершил две хиджры. Одну – в Хабашстан, вторую – Медину;

- Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) был причиной ниспосылания аята Священного Корана («Аль-Муджадаля», 22 аят);

- Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) был одним из видных военноначальников мусульман;

- под предводительством Абу Убайды (да будет доволен им Аллах) мусульмане овладели Шамом, Дамаском, Хумсом, Антакией;

- во время чумы в Шаме Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) не стал бежать, а напротив с гордостью подчинился воле Всевышнего. Именно тогда он сказал: «Омар (да будет доволен им Аллах) желает оставить в живых того, кто не вечен. Но я один из воинов мусульманского войска. Я не оставлю. Пусть Сам Всевышний Аллах решит наши судьбы»;

- Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) является рауием 14-ти хадисов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а также хафизом Корана;

Великий сподвижник Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Убайда ибн Аль-Джаррах (да будет доволен им Аллах) скончался в 18-ом году по хиджре (638 г.), в возрасте 58 лет. Тогда, во время эпидемии чумы, он не пожелал бежать от судьбы, оставить своих воинов. И когда Омар (да будет доволен им Аллах) во второй раз потребовал от него, чтобы он вывел войско из `Амауаса (название местности) в Аль-Джабия, он сделал это. И вот тогда Абу Убайду (да будет доволен им Аллах) постигла судьба Всевышнего, и он заболел чумой. По его наставлению командование на себя принял Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах).

И да дарует Всевышний Аллах `Амиру (да будет доволен им Аллах) вечные блага джанната и предопределит ему находиться рядом с нашим Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в раю! Аминь!

Абдуссамад Махат

 

 наиб имам центральной мечети «Нур Астана»

Поделиться: