Рай в Шариатской терминологии – это Вечная обитель, которую Аллах приготовил для праведных рабов.
Прежде чем мы начнем описание Рая, приведём некоторые аяты и хадисы о том, для кого уготован Рай, и что вообще говорится о Рае в Книге Аллаха и сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Аллах в Коране сказал:
وَقُلْنَا يَا آدَمُ اسْكُنْ أَنتَ وَزَوْجُكَ الْجَنَّةَ
Смысл: «Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой» (аль-Бакара, аят 35). А другом аяте сказано:
وَالَّذِينَ آمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ أُولَئِكَ أَصْحَابُ الْجَنَّةِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ
Смысл: «А те, которые уверовали и совершали благие деяния будут из обитателей Рая. Они вечно пребудут там» (аль-Бакара, аят 82). Также сказано:
وَاللَّهُ يَدْعُوَ إِلَى الْجَنَّةِ وَالْمَغْفِرَةِ بِإِذْنِهِ وَيُبَيِّنُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَذَكَّرُونَ
Смысл: «…Аллах зовет вас в рай и к прощению со Своего соизволения и разъясняет Свои аяты людям, — может быть, они поразмыслят» (аль-Бакара, аят 221). В этих и многих других аятах упоминается о Рае, что является неопровержимым фактом для людей.
О существовании Рая
«Я [говорит Господь миров] уготовил для праведников (для рабов Моих) то, что глаза никогда не видели, уши никогда не слышали, а сознание человеческое себе такого и представить не сможет». Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Если в мирской обители и есть что-то, что может относиться к райской, то это лишь названия». Описание Рая «Воистину, в Раю сто уровней, уготованных для усердных на Божьем пути [тех, что усердны и стойки в работе над собой; в том, чтобы стать и оставаться примером, образцом для других в самых разных областях жизнедеятельности]. Расстояние между каждым из уровней подобно расстоянию между небом и землей [то есть расстояния огромны, будто от Земли до звезд]. Если все миры [все человечество, начиная с Адама и Евы и до последнего человека; все ангелы, которые невероятно огромны, а также все джинны] соберутся на одном таком уровне, то всем хватит места! Прося у Всевышнего райской обители, просите Фирдавса, это лучшая райская обитель и наивысшая. Над нею — Трон, с которого берут начало райские реки»
Люди Рая
«Не войдёт в рай ни один (человек), пока не покажут ему его место в огне, (которое он занял бы,) если бы совершал дурное, чтобы он благодарил ещё больше, и не войдёт в огонь ни один (человек), пока не покажут ему его место в раю, (которое он занял бы,) если бы совершал благое, чтобы тоска его (была ещё сильнее)». «Тело обитателей Рая совершенно, на нём нет излишних волос на лице — щетины; глаза подведены сурьмой, их молодость не исчезнет со временем, а одежда не будет изнашиваться». «В раю нет никого, кто бы испытывал нужду или недостаток в чём-либо так, что при виде красивого одеяния кого-либо встреченного почувствовал бы неудобство в душе. Ещё не успев произнести слово, он увидит на себе ещё более красивую одежду». «(Некоторые) люди выйдут из огня после того, как он опалит их, и войдут в рай, а обитатели рая будут называть их людьми из геенны /джаханнамийуна/». «Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах обратится к обитателям рая: “О обитатели рая!” — и они скажут: “Мы здесь, Господь наш, и готовы служить Тебе!” Тогда Он спросит: “Довольны ли вы?” — и они скажут: “А чем же нам быть недовольными, ведь Ты даровал нам то, чего не даровал никому из Твоих созданий!” Тогда Он скажет: “Я дарую вам и нечто лучшее, чем это!” Они скажут: “О Господь наш, а что же лучше этого?” — и Он скажет: “Я дарую вам Своё благоволение, и после этого уже никогда не буду гневаться на вас!”» «Обитатели нижних степеней Рая будут обходить и осматривать свои владения, и это займёт две тысячи лет, и самую далёкую часть их владений они будут видеть, словно бы она самая близкая…» «У обитателей самой нижней степени Рая есть восемьдесят тысяч прислуживающих и супругов семьдесят две. Для них будет поставлен шатер из жемчуга и драгоценного камня, подобного изумруду, и из рубина. Этот шатёр столь велик, что простирается от Джабие (город в Сирии) до Саны (город в Йемене)». «Если бы люди увидели лишь самую малую часть из того, что есть в раю, украшения наполнили бы всё пространство между небом и землёй. Если бы показался лишь один человек из обитателей Рая и показал бы свои браслеты, то сияние их затмило бы собой солнечный свет, как Солнце затмевает своим светом сияние звёзд».
О человеке, который войдет в Рай последним
«Я знаю [мне внушено Божественным Откровением] о том, кто последним выйдет из Ада, войдя также последним в Рай. Этот человек выйдет из Ада на четвереньках [невероятно измученный продолжительным пребыванием в Аду]. Всевышний Творец скажет ему: «[Теперь] можешь войти в Рай». Он подойдет, но ему покажется, что Рай уже полон обитателями. Он вернется и воскликнет: «О Господи, я вижу, что Рай уже полон [мне там места не осталось]!» Господь снова скажет ему, чтобы отправился в Рай, но, подойдя и не видя для себя там места, [этот «несчастный»] в недоумении повторит свои слова. [Проведя человека через необычные ощущения и впечатления, Творец успокоит его:] «Можешь войти в Рай [не беспокойся, для тебя там место есть]. Тебе то, что пожелаешь, и ждет тебя там такое количество благ, которое можно сравнить лишь со всеми благами планеты Земля, помноженными на десять!»
О смерти
Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После того как обитатели рая окажутся в раю, а обитатели ада — в аду, приведут смерть, которая будет помещена между раем и адом, потом её уничтожат, а потом глашатай возгласит: “О обитатели рая, смерти (больше) нет! О обитатели огня, смерти (больше) нет!” — и это добавит обитателям рая радости, а обитателям огня — печали».