26
Чт,
дек

һижри

Не следуй тому, чего ты не знаешь

Статьи
Объявление

Вопреки распространенному убеждению, что быть верующим – значит фанатично и слепо принимать на веру все, что связано с религией, Коран призывает человека не к бездумному подчинению, а к размышлениям, поиску знаний, созерцанию. Так, один из аятов, призывающих к критическому мышлению и ясности в следовании чему-либо, это аят суры «аль Исра», «Ночное путешествие»:

«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце - все они будут призваны к ответу» (36 аят).

В комментарии к этому аяту говорится: «Не руководствуйся тем, что не подтверждается ясными знаниями, а говори и делай только то, в чем ты уверен. Не думай, что совершенные тобой деяния будут преданы забвению. И не думай, что ты не увидишь от них ни пользы, ни вреда. Напротив, слух, зрение и сердце - все будет призвано к ответу».

Также в другом аяте говорится о том, что чертой верующих является то, что они, изучая и слушая, следуют только лучшему из того, что знают:

«Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к слову и следуют за наилучшим. Это те, которых Бог наставил на прямой путь, они – обладатели чистого ума» (сура «аз-Зумар», «Толпы», аят 18).

Глубокое размышление, критический анализ, ясность – это путь верующего, а не слепое подражание или бездумное принятие на веру. Потому что только ясность, уверенность человека в том, что он делает, его сознательность в следовании определенному пути обеспечивают искренность и глубину его веры. Фанатичное следование держится на эмоциях, это неосознанное принятие каких-то догм без их осмысления, рационального подхода, что может порождать и нетерпимость, и невежество, и лицемерную святость. Всевышний же говорит нам следовать ясному пути, прислушиваться к знамениям и искать знаний.

Знания занимают особое место на этом пути духовности. Всевышний Аллах говорит в Коране: «…и говори: «Господи! Приумножь мои знания» (сура «Та Ха», аят 114).

Вот, что написано о любви мусульман к знаниям: «Ислам формирует и регулирует всю жизнь во всех областях. И он сам высказывает первые требования к науке. Какие бесчисленные задачи были поставлены молодому государству! Каких знаний требовали уже одни только ежедневные культовые обязанности? Определение пяти времен молитвы, измерение направления молитвы для каждого места в огромной исламской империи, определение сдвигающегося каждый год месяца поста, Рамадана, и продолжительность поста – т.е. наблюдение за положением Солнца, расчет движения Луны, создание и использование астрономических инструментов, итак, астрономия и механика, искусство измерений и вычислений. Бесчисленны задачи требовательных будней, которые также нужно было принимать очень всерьез, как, например, задание заботиться о чистоте, излечивать больных, предотвращать среди миллионов людей эпидемии в городах, испытывать новые и лучшие лекарства, их изготовление, их смешивание, их показания. Поэтому самым важным стало овладевать любым существующим обучением».

Следуя наставлению Всевышнего и повинуясь призыву Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к поискам знаний, сознательности, вдумчивости, критическому анализу вещей, мусульмане добились больших достижений в различных областях наук. Не фанатизм, не слепота и ограниченность помогли мусульманам опередить Европу тогда на пять-шесть веков, а любовь к знаниям и открытость ума. Как говорил Авиценна:

«Мир делится на тех, у кого есть религия, но нет ума, и на тех, у кого есть ум, но нет религии». Но истинный Ислам воспитывает тех, кто сочетает в себе и большие знания, и глубокую веру, и высокий нрав.

Поделиться: