Ислам раскрывает для глубокого познания суть мирской жизни. И суть ее — мнимые наслаждения, ложные мечты, страсть к приобретению и страх потерять накопленное.
Человек, волей-неволей, взвешивает происходящее на основании своих ограниченных знаний, познаний, увиденного, услышанного… Истинная же суть вещей очень часто оказывается отличной от наших представлений. И причиной этому то, что совершенство и наивысшая мудрость присущи только Аллаху, и именно Он устанавливает во Вселенной законы.
Нам достаточно нескольких аятов и хадисов, чтобы понять, что «арифметика» Аллаха Всевышнего отличается от нашей.
Человек, который дает или берет под процент — никогда не обретет блага, каким бы простым и легким путем это ни казалось, а человек, отдающий из средств (на благотворительность), наоборот приумножает свое имущество:
В Коране сказано:
«Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (Коран, 2:261)
«Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников» (Коран, 2:276)
Для нас количество имеет огромное значение, хотя у Всевышнего все по-другому:
«Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!» (Коран, 2:249)
Человек видит больше блага в сильном и физически выносливом помощнике, но известна история, как однажды ибн Мас`уд залез на кустарник арак. Его голени были худыми, и ветер стал раскачивать кустарник, а люди засмеялись.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил: «Зачем вы смеетесь?». Они ответили: «Из-за его худых голеней, о пророк Аллаха!». Тогда он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа! На Весах они будут тяжелее, чем Ухуд». (Ахмад, Хаким)
Например, если бы завтра днем нам дали право выбора: пойти и выбрать бесплатно в автосалоне роскошный автомобиль или пойти, поговорить с собравшимися людьми и разъяснить им нормы Ислама. Многие выбрали бы первое, хотя Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
«...И клянусь Аллахом, если Аллах через тебя выведет на прямой путь (хотя бы) одного человека, это будет для тебя лучше (обладания) красными верблюдами!» (Ахмад, аль-Бухари)
Аналогично и о чтении отдельных частей Корана Пророк (мир ему и благословение) объяснил:
«Разве не будет каждый из вас рад, вернувшись домой увидеть там трех больших, беременных верблюдиц?!» Сподвижники ответили: «Конечно». Тогда он сказал: «Три аята из Корана, которые кто-либо из вас читает в своей молитве лучше для него, чем три большие, беременные верблюдицы!»
а также:
«Тому, кто прочтёт (хотя бы одну) букву из Корана (запишется одно) доброе дело, а за (каждое) доброе дело (воздастся) десятикратно, и я не говорю, что “Алиф, Лям, Мим” это одна буква, нет, “Алиф” — буква, “Лям” — буква и “Мим” – буква»(аль-Бухари, ат-Тирмизи и другие)
Мы постоянно забываем о щедрости Всевышнего. Кто из нас в конце рабочего дня даст работнику в 10 раз большую плату? А Аллах безмерно щедр к Своим рабам, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за доброе дело будет десятикратным, но может возрасти и до семисоткратного…»
Кто из современных мусульман способен понять, что пойти в мечеть для него может быть лучше многих богатств, к накоплению которых все стремятся? Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Кто из вас хотел бы каждый день утром отправляться в Бутхан или аль-‘Акыкъ и привозить оттуда по две дорогих верблюдицы, не совершив при этом никакого греха и не порывая родственных связей? ... А разве если любой из вас утром отправится в мечеть и узнает или прочитает два аята из Книги Всемогущего и Великого Аллаха, это не будет для него лучше двух верблюдиц?! И разве не будут три лучше трех, четыре лучше четырех и любое их количество лучше такого же количества верблюдов?!»
Для того чтобы прожить эту жизнь достойно и не отчаяться, необходимо помнить несколько простых правил:
Богатство не является признаком любви Аллаха: «Если бы этот мир весил у Аллаха хотя бы с комариное крыло, то Он не дал бы неверному выпить и глотка воды»
Внешность не главное, на что смотрит Аллах: «Аллах не смотрит ни на ваше обличье, ни на имущество ваше, но смотрит Он на сердца ваши и ваши дела».
Малое количество истинно верующих всегда сильнее и лучше армий неугодных Богу.
Отданные средства на благое богоугодное дело не уменьшают имущество, а приумножают его: «Клянусь, что садака не уменьшает богатства раба Аллаха».
Абдулла Евгений Глущенко