Ибадат (араб. عباده — акт поклонения Аллаху) необходим для внутреннего мира и самоактуализации
Ибадат позволяет обрести внутренний мир и радость от прямого общения с Могучим и Приближающим. Это молитвенное общение, как ничто другое, приносит ощущение близости к Нему, спокойствия и счастья. Эта близость достигается либо путем осознанного поминания (зикра), либо через физические состояния, сопутствующие осознанности. Таким образом, поклонение Аллаху ведет к возвращению к себе посредством духовности, оно дает ясность, делающую жизнь осмысленной, избавляет от экзистенциальной тревоги.
Каждый человек находится в неуемном поиске духовной наполненности, без которой его душа испытывает жажду, мучимая галлюцинациями одного миража за другим, и всякий раз кратковременная надежда на оазис впереди оказывается очередным обманом. В этом трагедия человеческого существования, если он ищет успокоения во внешнем мире или самоактуализации через материализм. На самом деле, человек — духовное существо, помещенное в физическую оболочку, и Аллах приглашает человека к поклонению и послушанию Ему, чтобы он открыл в себе эту двойственную природу и адекватно ее воспринял.
Подобно тому как тело нуждается в питании, душа испытывает даже большую потребность в поклонении, чтобы выжить и благополучно существовать. При отсутствии поклонения человек не просто ощущает неполноценность — он как будто не живет по-настоящему. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Разница между тем, кто поминает своего Господа, и тем, кто не поминает Его, это разница между живым и мертвым» (Сахих Бухари).
Неудивительно, что современные общества сталкиваются с пугающим ростом самоубийств, так как очень многие считают свою жизнь не стоящей того, чтобы жить. Действительно, опросы, проводившиеся Институтом Гэллапа, последовательно демонстрируют более высокий процент самоубийств в странах с низкой религиозностью населения. Исследования подтверждают, что в большинстве случаев религия действительно является фактором предотвращения самоубийств. Человеческий дух, чтобы дышать, нуждается в любви и поминании Господа. Те, кто это понимает и связаны со своим Творцом поклонением, восходят на особую вершину духовности, где воздух особенно бодрит, а трагедия не ведет к отчаянию, где общественные отношения не замирают, а нравственность является твердыней, перед которой бессильны любые соблазны.
Таким образом, поклонение в исламе представляет собой четкую карту самой полноценной реализации человека, как внутренней (в форме духовности), так и внешней (в форме исключительных качеств характера). Без поклонения человек обречен на душевные и нравственные болезни и психические расстройства. Вопреки распространенным представлениям о поклонении, ежедневный намаз отвращает зло и нечестие, о чем говорит Коран (29:45), точно так же как ритуальный пост воспитывает целостность (2:183), а милостыня служит очищению неэтических форм заработка и врачует сердце от жадности (9:103).
Великий ученый богослов Ибн Раджаб (ум. 1393) пишет:
«Нет благополучия сердцу до тех пор, пока оно не признает Аллаха и Его величие, не испытает перед Ним любовь, страх, благоговение, упование на Него — пока оно не наполнится всем этим. Такова сущность единобожия и истинное значение "ля иляха илляЛлах"(никто не достоин поклонения, кроме Аллаха). Не будет сердце здоровым, пока единственным Богом, которым они восхищаются, близко знают, любят и боятся, не будет один Аллах без каких-либо сотоварищей… Всевышний сказал: «Если бы на них (на небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то они (небеса и земля) разрушились бы» [21:22].
Это указывает на то, что не будет благоденствия ни в горнем, ни в дольнем мирах, пока деяния их обитателей не будут всецело ради Аллаха. Поскольку поступки тела следуют за поступками и волей сердца, только когда поступки и воля последнего будут ради одного Аллаха, оно может стать здоровым, а за ним и поступки всех конечностей тоже станут здоровыми. Но если поступки и воля сердца ради чего-то иного, нежели Аллах, хвала Ему, то оно становится порочным, а вслед за ним порочными становятся и конечности в зависимости от степени порочности сердца» (Джами аль-улюм валь-хикам).
Ибадат несет освобождение
Человек создан, чтобы посвятить свою жизнь служению какой-то цели. Осознание собственной полезности — обязательный аспект функциональности человека, «встроенный» в его фитру. Его можно назвать метафизической ДНК человека. Но целью служения может быть либо Аллах, либо животные инстинкты и эгоистические побуждения, в конце концов, эта цель может быть обусловлена социальным давлением. Служение Истинному Богу защищает нас от психологического и духовного хаоса, в тисках которого человек разрывается на части, пытаясь одновременно служить бесчисленному множеству сил, присутствующих в его жизни. Всевышний Аллах говорит:
«Аллах приводит в качестве притчи мужа, принадлежащего нескольким несговорчивым партнерам, и мужа, принадлежащего только одному человеку. Равны ли они в притче? Хвала надлежит Аллаху, но большинство их не знает этого» (Коран, 39:29).
С этой точки зрения поклонение или служение Аллаху освобождает человека от оков низших побуждений, и только такая жизнь, в конце концов, отвечает высшим потребностям и интересам человека. Позволить себе оказаться в плену у чего-то другого — это добровольное осуждение себя на рабство. На эту тему Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Несчастен раб динара, дирхама, одежды и убранства! Если ему даруется благо, он бывает довольным, а если не получает ничего, то нет» (Сахих Бухари).
Исследования показывают, что гедонисты, считающие, что жизнь бессмысленна и только плотские удовольствия делают ее мало-мальски значимой, чаще других склонны к суициду, независимо от степени доступности этих удовольствий. Этот род людей страдает от на удивление жалкой дилеммы: у них есть все, что можно купить за деньги, но богатство не приносит им ни счастья, ни облегчения. Почему? Потому что они верят, что счастье зависит от материальных вещей. А люди, преданные Аллаху, служат только Всемогущему Аллаху, они пользуются благами материального мира, но не являются их рабами.
Ибадат — фундамент нравственности
Человек должен помнить, что он был сотворен Аллахом для совершенно конкретной цели. Без этого понимания дебаты о нравственности не придут к согласию по ключевым вопросам. Если говорить о нравственной мотивации, то многие люди ведут себя нравственно, чтобы выглядеть «хорошими» в чужих глазах или ощутить от собственных поступков удовлетворение, обусловленное выбросом эндорфина, а как только эти мотивационные факторы исчезают, они перестают соблюдать законы нравственности. Но если человек считает себя слугой Аллаха, признает, что эти законы предначертаны Аллахом, единственное, что для него важно — это оценка Аллаха, тогда его нравственность будет незыблемой.
Известно, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) во всех сферах жизни ощущал себя рабом Аллаха. Например, каждое утро и каждый вечер он говорил:
«О Аллах, Ты — Господь мой, и нет бога, кроме Тебя; Ты создал меня, а я — Твой раб, и я буду хранить верность Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, признаю милость, оказанную Тобой мне, и признаю грех свой, прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!» (Сахих Бухари).
Нравственный компас человека формирует его ценности и представления о долге, а ибадат представляет собой онтологический фундамент этих ценностей, выстроенный через отношения со Всевышним. Человек преодолевает жизненные бури, приближаясь к Аллаху путем воплощения в себе качеств, отражающих Его Имена и Атрибуты, такие как Сострадание, Доброта, Любовь, Щедрость. Именно поэтому, когда человек поступает добродетельно, например, помогает нуждающемуся, защищает слабого, не подразумевая под этим приближение к Творцу, он пренебрегает самим базисом этих ценностей.
Более того, Аллах даровал нам жизнь с ее бесчисленными благословениями, которые дороже любых богатств, и за это мы находимся перед Ним в неоплатном моральном долгу. Но вместо того, чтобы признать этот свой долг, легкомысленный человек наслаждается плодами этого мира, не воздевая рук в благодарственной молитве, пытается жить достойно, но игнорирует свой моральный долг перед Аллахом.
Кроме того, ибадат дает нравственному человеку право на награду довольства Аллаха. Главное, что нужно для добродетели — это существовать, иметь добрую волю и возможности (физические, материальные и т.д.) совершать добрые дела. Так как все это дарует Аллах, то нежелание признавать Его путем поклонения Ему, по сути является плагиатом добродетели. Ни Аллах, ни люди не считают плагиат, даже талантливый, достойным награды. Тот, кто слишком горд для поклонения, отказывается от приглашения Господа, ибо Аллах сказал:
«Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» (Коран, 40:60).
Ибадат освежает веру
Ритуальное поклонение в исламе обеспечивает круглосуточную связь человеческого сердца с Господом. Коран призывает поминать Творца перед восходом и на закате; посвящать часть ночи уединенной беседе с Ним; помнить об Аллахе путем совершения пяти ежедневных намазов, ритуального омовения (вуду) и дуа перед намазами, соблюдения месяца поста, периодического прочтения всего Корана и т.д.
Сердце (кальб) по своей сути непостоянно (мутакаллиб), склонно забывать и впадать в беззаботность и возбуждение. Ибадат служит очищению сердца. После беспечного пребывания во сне, верующий поминает Аллаха: совершает фаджр (предрассветную молитву), которая укрепляет духовность, готовит психику человека к новому дню. Произнесение поминания Аллаха перед выходом из дома защищает от трудностей встречи с материальным миром. Намаз духа (утренняя молитва) поддерживает огонь, возможно, начавший угасать за время, прошедшее после предыдущего намаза. В середине дня, когда душа больше всего поглощена мирскими занятиями, намаз зухр (полуденный) возвращает ей первозданное сияние. Когда ею снова начинает овладевать беспечность, намаз аср (послеполуденный) оживляет в сердце его изначальное стремление к Господу. На закате верующий находит прибежище в намазе магриб (вечернем), который успокаивает его истощенный и тревожный дух. И прежде чем снова отойти ко сну мусульманин возносит иша (ночной намаз), которым гармонично завершает свой день.
Таким образом, даже минимальное обязательное поклонение побуждает к размышлениям и освежает веру, смывает с сердца любые пятна, поддерживает его живым и бодрым. Ибадат оберегает автономию личности, ее право быть чем-то большим, чем просто крупицей в беспощадной мельнице жизни, и дает ей возможность обеспечить себе новую жизнь неустанным обращением к Господу Миров.
Ибадат гармонизирует отношения человека со Вселенной
Вся вселенная распростерлась перед Аллахом, признавая свою покорность Его воле. Аллах говорит:
«Ему принадлежат те, кто на небесах и на земле. Все они покорны Ему» (Коран, 30:26).
Далее Аллах (Велик ОН и Славен) сообщает нам, что эта покорная Вселенная была создана для служения человеку. Таким образом, все существующее вокруг подчинено человеку, но не потому, что он имеет на это какое-то право, а для того, чтобы он мог реализовывать свою миссию поклонения, довершая картину Вселенной, простирающейся от мельчайшего атома до широчайшей галактики. Аллах говорит:
«Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого» (Коран, 30:30).
Таким образом, воле Аллаха подчиняется и человек, и Вселенная, только человек это делает осознанно, а Вселенная — неосознанно, в этом гармоничном взаимодействии заключены благодатная энергия и стабильность, подтверждением чего является пример первых поколений мусульман.
- Аллах любит слушать Своих рабов и общаться с ними
Некоторые скептики считают поклонение «разговором с самим собой». Однако Коран сообщает нам, что суть ритуала поклонения — это доверительная беседа слуги с его Господом, и что Всемогущий Господь отвечает на стремление приблизиться к Нему Своими милостями и заботой. Пророк (мир ему и благословение) описывает эту двустороннюю связь, объясняя, что Аллах множество раз отвечает на каждый аят суры «Фатиха» в каждом из пяти обязательных намазов (Сахих Муслим, 395).
Но и помимо намаза мусульманину предлагается поддерживать связь с Аллахом и в каждый момент чувствовать Его близость, ибо Милосердный сказал:
«Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!» (Сахих Бухари).
Этот и другие хадисы подчеркивают, что это не холодное жестокое божество, наслаждающееся своей тиранией, и не божество, откликающееся только на ласку и лесть. Нет, это — Верховный Творец, Он не испытывает ни в чем нужды, а просто любит общение со Своими рабами больше, чем они любят общение с Ним, ищет близости с ними больше, чем они ищут близости с Ним, устремляется к ним быстрее, чем они устремляются к Нему.
- Ибадат — идеальный критерий проверки добродетели
Аллах (хвала Ему) сказал:
«Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого…» (Коран, 11:118-119).
Всемогущий Аллах сотворил человека для поклонения Ему, с той же целью ниспослал писания и отправил посланников. При этом Он создал людей с разными наклонностями, а также дал им значительную степень свободы, которая объясняет возвышение праведников и падение грешников. В рамках независимости, дарованной Аллахом, одни люди занимаются поклонением и движутся к своему спасению, а другие Его отвергают и идут к пропасти.
Аллах желает Своим созданиям милосердия, а не наказания. Аллах говорит: «Что же касается самудян, то Мы указали им на прямой путь, но они предпочли слепоту верному руководству» (Коран, 41:17).
Размышляя над тем, что ислам подразумевает под «прощением Аллаха», приходим к выводу, что Аллах желает одаривать Своих рабов всевозможными щедротами по малейшему поводу и принимает почти любое оправдание, лишь бы их простить. Пророк (мир ему и благословение) сообщает, что стократное произнесение «СубханАллах уа бихамдихи» устраняет грехи, даже если их столько, сколько «пены морской» (Сахих Бухари, 6405).
А стократное произнесение «субханАллах» приравнивается к тысяче добрых дел (Сахих Муслим, 2698). Разве это не поразительное напоминание о том, что великодушие и милосердие Аллаха вне всяких сравнений.
Ибадат — это мерило, которым проверяется добродетель человека. Для правильной оценки требуется определенная сложность задания, а ибадат действительно нередко требует борьбы с врожденной склонностью к расслабленности и беспечности. Поэтому Аллах говорит:
«Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (Коран, 19:65).
О том, кто постоянно прилагает усилия к поклонению Ибн аль-Кайим говорит: «Ему открывается сладость поклонения, и оно ему не надоедает; он находит в нем намного больше удовольствия и утешения, чем в развлечении, играх и исполнении прихотей» (Мадаридж ас-саликин).
Поскольку Аллах желает человеку легкого восхождения и сладостного возвращения, Он требует от него поклонения.
Нет другого способа оценки, сопоставимого с ибадатом. Во-первых, ибадат сам содержит в себе вознаграждение: признание Аллаха ведет к восхищению и новым актам служения, создает положительную обратную связь, которая ведет все к новым и новым духовным достижениям. Во-вторых, в глубинном смысле поклонения заключен рациональный мотив. Если бы испытанием всей жизни было задание закатить на вершину горы огромный валун, непрестанно срывающийся вниз, так что всякий раз приходится начинать сначала, человек, естественно, взбунтовался бы против такой бессмысленной и непосильной миссии. Тогда как трудности поклонения — это, на самом деле, благо для человека, и сладость их преодоления несравнима.
Поклонение в исламе — это уникальный опыт приобщения верующего к искрам божественной милости, оно ценно само по себе и, кроме того, повышает продуктивность, давая твердую опору на земле и одновременно спокойный взгляд в небеса и в будущую жизнь.
Вывод
В заключение хотелось бы повторить то, о чем многократно говорится в Коране: высшая природа Аллаха отрицает любую возможность того, что Он может действовать без цели. Аллах знает, что иногда в умы его созданий могут закрадываться сомнения по поводу мудрости определенных событий и явлений, на это Он говорит:
Мы [продолжает Господь миров] не ради [бессмысленной] забавы сотворили небеса, землю и все, что между ними (не в игры играли, творя их из ничего) [а с глубоким смыслом и перспективой в вечности]. Не сотворили их, кроме как с истиной [с глубоким смыслом], однако же большинство из них [не желающих прислушаться и уверовать] не знают [не в состоянии понять это и до конца осознать]. (Коран, 44:38-39).
Также Он говорит:
«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам? Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона» (23:115-116).
На величие Творца указывает величие Его творения. Действительно, безупречный замысел творения говорит о целенаправленности и непревзойденной мудрости деяний Творца (и не позволяет заподозрить участие того, чьи действия необдуманны или бесполезны).
Кроме того, Коран в недвусмысленных выражениях утверждает, что Аллах не нуждается в поклонении. Аллах говорит:
«Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе» (Коран, 27:92).
Этот аят чаще всего цитируют в связи со следующими словами Аллаха:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким» (Коран, 51:56-58).
Десятки аятов Корана говорят о том, что Аллах ничего не получает от поклонения, напротив, Он — Щедрый Податель и праведникам, и грешникам. Другие аяты гласят, что неверие нечестивцев не причиняет Ему никакого вреда, так же как вера праведников не приносит Ему никакой пользы. Всевышний сказал:
«Муса (Моисей) сказал: "Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах — Богатый, Достохвальный"» (Коран, 14:8).
Без достаточного представления о природе Всемогущего Творца, без доступа к Его словам, явленным через Его посланников, человек ошибочно считает Его в чем-то нуждающимся или нарциссическим божеством античной мифологии, воплощающим ничтожную страсть смертных к самоутверждению. Настаивать на том, что Господь руководствуется эгоистичной потребностью в преклонении перед Ним, нелогично и нерационально. Подобные утверждения объясняются ошибочным представлением о том, что Бог тоже просит из нужды, или вообще безо всякого смысла.
В то же время мусульманин обладает благословенным знанием о том, что Создатель любит поклонение и послушание Своих творений не потому, что нуждается в их оценке или служении, а потому, что Ему нравится видеть, что это приносит нам пользу. И вся хвала Аллаху, милосердному Господу миров.