Мы все совершаем ошибки и грехи, будь то сознательно или неосознанно. Такова сущность человека, которую мы не в состоянии преодолеть. Человек может невзначай солгать, или из-за лени пропустить молитву, а потом долго каяться за свой проступок.
Сунна пророка, мир ему и благословение Всевышнего, учит нас держать равновесие в наших поступках. Когда мы грешим, мы преступаем против самих себя, и преступление в этом случае для нас является дисбалансом. Вот почему, в суре «аз-Зумар» Всевышний Аллах не обращается к нам со словами: «О рабы мои, которые совершили много грехов», а говорит так: «О рабы Мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью: ведь Он - прощающий, милостивый!» (Коран, 39:53), отметив, что грех – это преступление против самих себя.
Нужно постараться исправить этот дисбаланс, ведь, вред от них влияет на человека, на его жизнь -это следствие от этих грехов. Об этом много раз говориться в Коране: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое», (Коран, 42:30). И Он говорит: «…все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого…» (Коран, 4:79).
Посланник, мир ему и благословение Всевышнего, также указал на причинно-следственную связь между грехом и его вредом: «Человек лишен хорошего положения из-за грехов, которые он совершает».
Как правило, мы отвлекаемся на плохие поступки кого-то другого, но только не на свои. Правда, может оказаться, что вред пришел не от нас, а от другого источника, но причиной его может стать неправильный поступок, грех, который совершили мы. Мы часто забываем, что все, что происходит с нами, на самом деле может быть результатом неправильных действий, которые мы считали незначительными. Потом мы сокрушаемся, думаем, за что зло постигает нас, а ведь это является результатом нашего непослушания Всевышнему Аллаху. Поэтому, нужно постоянно совершать покаяние, просить о прощении, как это делали сподвижники пророка.
Абдуллах ибн Аббас говорил: «Доброе дело придает лицу (человека), лучезарность, дает сердцу свет, телу - силу, увеличивает пропитание и внушает творениям любовь к нему. Плохое же дело очерняет лицо, затемняет сердце, придает телу слабость, уменьшает пропитание и вызывает ненависть творений (по отношению к человеку)».
Усман ибн Аффан говорил: «Все что бы ни делал человек, Аллах дает ему соответствующее одеяние. Если дело благое - хорошее, если нет - то плохое».
Общеизвестный факт, для простых и проницательных людей: от благочестивых богобоязненных людей исходит приятный, терпкий аромат. Благоухание духа пропитывает их тело и одежду. У людей грешных все наоборот. Духовно больной, то есть человек, у которого загрязнено сердце, ни того, ни этого не заметить. «Болезнь» помешает сделать это. Эти слова - предельно ясное изложение проблемы. Всевышний Аллах более сведущ насчет правильности этого. В своих аятах Он приводит параллель между последствиями грехов и между последствиями добрых дел: «Тех верующих, которые вершили благие дела - будь они мужчины или женщины, - Мы непременно воскресим, даруем им прекрасную жизнь и воздадим награды лучшие, чем их деяния» (Коран, 16:97), и Он говорит: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь…» (Коран, 20:124).
Если мы будем глубоко анализировать все проблемы нашей жизни, мы придем к выводу, что большинство из этих проблем являются результатом наших грехов. Важно привить в себе понимания последствий грехов, только так мы сможем активно бороться с ними.
«Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (Коран, 30:41). Посланник Аллаха, говорил: «Что бы не постигло мусульманина, даже укол колючки, Аллах возвышает его степень и прощает грехи».
Принимая все это во внимание, мы должны помнить, что наши грехи, так же как и наши добрые дела имеют духовное следствие, которое переводится в нашу повседневную жизнь, даже, если мы этого не замечаем. Нам нужно приложить больше усилий, чтобы остановиться грешить и более активно заняться покаянием. Таким образом, начиная с воспитания самого себя, нам нужно несколько раз подумать, что для нас лучше: совершить грех или совершить хорошее дело? Зададимся вопросом: что позволит нам быть ближе к Всевышнему, и иметь более тесные отношения с Ним?