17
Вс,
нояб

һижри

Ислам и алкоголь: возможен ли компромисс?

Статьи
Объявление

Во имя  Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах и ангелы Его, и обитатели небес и земли, и даже муравей в своей норке и даже кит в море призывают благословения на тех, кто обучает людей благому!».

Мы, представители духовенства, выражаем крайнюю озабоченность тем, что алкоголизм повсеместно угрожает не только здоровью нации, но и может подорвать основы самого общества, разрушить фундаментальные духовные ценности, спровоцировать социальное отчуждение, ослабить национальную безопасность. В связи с этим еще раз подчеркиваем нашу решимость предпринять консолидированные усилия, направленные на недопущение развития данной социальной эпидемии в нашей республике. Незыблемую основу нашей работы составляют  фундаментальные общечеловеческие нравственные и духовные ценности, которые проявляются в сострадании к ближнему, поддерживании идеалов гражданственности и служения обществу и сохранении исторических, культурных, семейных, этнических и религиозных традиций.

В Священном  Коране говорится: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя…» (сура ар-Раъд, аят 11). Этот аят указывает, что Аллах дал людям способность  постоянно развиваться, мыслить и решать свои проблемы в соответствии с особенностями эпохи, в которой они живут, сообразно изменениям исторических, общественных и политических условий, выдвигающих свои требования. Задача состоит в том, чтобы информировать, консультировать людей входящих в группу риска, прежде всего тех, кто употребляет алкоголь, наркотики, занимается сексом для заработка, мужчин с не традиционной сексуальной ориентацией. Нужно чтобы люди понимали, что Аллах призывает беречь здоровье, а самое главное, предостерегает человека не идти на разрушение здоровья, не поддаваться внутренним и внешним соблазнам. Ислам уделяет огромное внимание не только здоровью отдельной личности, но здоровью всего общества. Необходимо активизировать действия, направленные на воспитание негативного отношения подрастающего поколения к алкоголю, разврату, наркотикам, общей безнравственности. Я думаю, надо использовать возможности  духовно-нравственного обучение школьников основам религии. Ведь именно школа была и остается центром нравственного воспитания.

Цель написания этой статьи – провести для всех мусульман и приверженцев другой веры, тем, кто не имеет доступа к истинным источникам Ислама, краткий, но исчерпывающий и всеобъемлющий обзор  всех вопросов, связанных с проблемой  алкоголизма.

Задача первостепенной важности для всех священнослужителей – нравственно воспитание молодого поколения. Надеюсь, что эта статья будет интересной определенному кругу заинтересованных читателей.

Алкоголь – источник всех бед!

Ислам всесторонне рассматривает деятельность человека и указывает ему путь к праведной и прекрасной жизни. Однако, далеко не все прислушиваются к этим мудрым призывам, человек оказывается перед лицом  горестей и несчастий,  причиной которых нередко  является его собственное поведение.

В последнее время широко распространились алкоголизм, наркомания, что не может не беспокоить нас, священнослужителей. С древних времен борьба с этим  злом ведется самыми различными методами, в том числе запретами, но, к сожалению, безуспешно.

Известно, что Конгресс США принял так называемый «сухой закон», который против  неисправимых алкоголиков  предусматривал крайнюю меру – смертную казнь. И, тем не менее, это не дало желаемого эффекта, даже  наоборот – число употребляющих спиртное увеличилось.

Вспомним антиалкогольную компанию в бывшем СССР, которая тоже ничего не дала, кроме вреда, ибо были вырублены уникальные виноградники, люди начали варить самогон, употреблять наркотики, нюхать ядовитые вещества и т.д. К сожалению, попытка такого запрета официальными мерами закончилась полным провалом.

 

Алкоголизм – явление глобального характера.

Большая часть тех, кто пьет, - это так называемые «социальные», или «бытовые» пьяницы без явно  выраженных признаков алкоголизма. Тем не менее, около 10% пьющих в той или иной степени страдают от болезней, связанных с употреблением спиртного.

Экономические потери, вытекающие из наличия этих проблем, неисчислимы. Ежегодные затраты на решение проблем, связанных с алкоголизмом, обходятся государству в миллионы долларов. А тяжкое бремя людского горя, выраженного в распавшихся семьях, брошенных детях, неудачных карьерах, смерти, невозможно подсчитать. Количество смертей по причине употребления алкоголя просто потрясает. Число самоубийств и убийств, совершаемых под влиянием алкоголя примерно такое же.

Общепринятым сейчас стало лечить алкоголизм, не обращая внимания на проблему доступности алкоголя в обществе.

Известно, что в доисламский период на Арабском полуострове, как и в других регионах земного шара, употребление алкогольных напитков было широко распространено. Общество от этой страшной привычки несло большой моральный и материальный урон. И никто не знал, как избавиться от этой поистине гиены огненной.

Только исламу удалось взять под контроль проблему употребления алкоголя и почти полностью искоренить ее.

Ислам полностью запретил употребление алкоголя 14 веков назад. Сделано это было несколькими аятами Корана и указаниями Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). В отличие от наших современников, которые так и не смогли примириться с законами, запрещающим спиртные напитки, арабы немедленно подчинились запрету, провозглашенному Священным Кораном. Всемогущий Аллах наделил человека великим даром разумом. Человек благодаря своему интеллекту четко разграничивает добро и зло. И потому наш Творец возложил на него самую важную задачу – благоустройство планеты. В Священном Коране сказано: [Несмотря на многочисленные ошибки и проступки человека] Мы [говорить Господь миров] чествуем потомков [прародителя человечества]  Адама и даем им возможность благополучно передвигаться по суше и воде, предостовляем прекрасные дары, блага. (Сура «аль - Исраа» аят 70).

Еще до того, как медицина доказала вредность алкоголя, Ислам запретил употребления всех видов подобных напитков. К ним Священный Коран и хадисы нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) относят настойки, изготовленные из винограда, меда, хурмы, ячменя и т.д. Все они считаются хамром (водка, вино). К хамру причисляются курительные вещества, а также жидкости, которые вводятся в организм при помощи шприцев и одурманивающее действующие  на мозг.

Сегодня наши соотечественники и даже мусульмане считают спиртные напитки источником веселья, благодушия, доброй пищей  и непременным средством для поддержания крепкого здоровья. Многие пытаются убедить нас, что они сами пьют спиртное и дают его другим только как лекарство, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в своих хадисах подчеркивает: «Спиртное это не лекарство. Оно само причина болезней и нерасположения духа».

Хазрет Умар (р.а.) указывал: «Водка (вино) – это то, что пленяет разум, рассудок». В одном из хадисов нашего Пророка сказано: «То, что действует опьяняюще – хамр (спиртное). Любой хамр запрещен».

Всякий напиток, содержащий спирт, является алкоголем (слово «алкоголь» возникло от арабского «аль кухл»).

 

Всемогущий Аллах посвятил четыре аята, указав на вред вина.

Первый был ниспослан в благословенной Мекке:

«Из фиников и винограда вы делаете вино, а также они [финики и виноград являются для вас] хорошим (благим) уделом [на пользу чего вам не раз укажет наука и опыт]. Поистине, в этом – знамение для людей размышляющих».  (Сура «Пчелы» аят 67).

Как мы видим, этот аят доступно разъясняет: из одних и тех же плодов можно извлекать и пользу, и вред; недозволенное и дозволенное противопоставляются. Те,  кто понял это, сразу же стали отвергать вино.

Через некоторое время, когда многие усвоили смысл вышеприведенного аята, В Медине был ниспослан следующий аят: У тебя [о Мухаммад] спрашивают о хамре [обо всем том, что опьяняет рассудок] и майсире [азартных играх]. Скажи: “В них большой грех и выгоды для людей, [однако] греха больше, чем выгоды… (Сура «аль-Бакара» аят 219).

Как видно из этого аята вино и азартная игра считаются большим грехом. Большинство людей благодаря этим разъяснениям Создателя перестали употреблять винно-водочные напитки и увлекаться азартными играми. Но в аяте упоминалось и о некоторой пользе вина для людей!

Ученые так поясняют означенную пользу: вино можно продать и получить какой – то доход, и выигрышом от азартных игр могут воспользоваться бедняки. Дело в том, что в те времена игроки в азартные игроки по неписаным законам отдавали нуждающимся определенную часть выигрыша. Однако, в конце аята подчеркивается, что от вина вреда больше чем пользы: это и побудило людей разумных отказаться от вина и азартные игры.

Вино было окончательно объявлено злом.

Но, тем не менее, случилось следующая история, которая потрясла благословенную Медину. Один из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Абдурахман  бен Амр созвал как–то на празднество, множество последователей Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и вместе с угощением выставил вино. Наступает время намаза шам (магриб), и гости назначают одного из своих имамом. Он был навеселе и потому суру «Неверные» прочитал: «О неверные! Я буду молиться тому, чему молитесь вы». Когда должен был сказать: «О неверные! Я не буду молиться тому, чему молитесь вы». От хмельного состояния он пропускает частицу «не» (по арабски «лоб»). Известно, что намаз шам (магриб) читается вслух, потому ошибка, допущенная имамом, изумила всех, ибо ислам в течении многих лет боролся с идолопоклонством. И вдруг - такой позор! Мусульмане были крайне смущены и взволнованы. И именно после этого случая, был ниспослан аят: «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите….» (сура «женщины» аят 43 )

Этим аятом Всевышний запрещает вино во время намаза, т.е. молитвы. Теперь люди пили вино после вечерней молитвы, а к утру их хмель проходил. Так продолжалось некоторое время.

Как то некий человек по имени Атабан бин Малик созвал людей в гости, среди которых был и хазрет Саад бин Абу Уаккас (р.а.). Хозяин для гостей приготовил верблюжью голову, а на дастархане было и вино. Гости пробуют блюдо, пьют вино. Некоторые во хмелю начинают читать стихи, восхволяющие свой род, а также критикующие ансари – мусульман Медины. Тогда один из них хватает верблюжью челюсть и бьет по голове Саад бин Абу Уаккаса (р.а.). После этого Абу Уаккас отправляется к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) рассказывает обо всем случившимся.

Тогда ниспосылается четвертый аят Всемогущего Аллаха:

«О, вы, которые уверовали! Вино, майсир, жертвенники, стрелы – мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, может быть, вы окажетесь счастливыми!»

Сатана желает заронить среди вас вражду и ненависть вином и майсиром и отклонить вас от понимания Аллаха и от молитвы. Удержитесь ли вы?» (сура «Трапеза» аят 90-91).

По преданию, после того, как был ниспослан  этот аят хазрет Умар (р.а.) воскликнул: «О Аллах! Мы прекратили это, прекратили». Жители Медины начали выбрасывать на улицу посуду с вином; его было так много, что оно потекло рекой.

Возникает законный вопрос: «А почему же хамр вино не было запрещено сразу?!» Да потому, что в те времена винопитие было образом жизни, и не одно событие не проходило без него. И если бы сразу оно было объявлено грехом, то, возможно, вызвало бы протест со стороны многих.

Полистайте наши старинные книги, разве вы найдете в них похвалы вину?! Что же стряслось с нами теперь?!  Любое событие может стать поводом выпить: родился ребенок - пьют, купили машину - пьют, провожают в армию – пьют. А а уж о свадьбах, юбилеях и прочем - говорить нечего. Это подтачивает и физическое, и нравственное здоровье людей, особенно молодежи.

Куда мы идем? Пришла пора одуматься!

Наша святая обязанность - очистить общество от пьяниц, норкоманов, оградить молодое поколение от их разлагающего влияния. Даже в мыслях нельзя допускать, что это зло нельзя победить. Это – капитуляция, отступничество от истинной веры. Тем более, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует! ) учит нас: «Если кто – нибудь из вас видит, что вершатся недобрые дела, пусть останавливает руками, если не может, то словами, если не может и этого, то мысленно, хотя это и говорит о слабости и веры».

Итак, Ислам отрицает спиртное, которое является великим злом, и всячески осуждает тех, кто насколько слаб, что не может отказаться от него. Аллах свидетель: «Вино и вера - несовместимы». Мы хотим, чтобы наше общество было свободно от всяких пороков и, прежде всего, от злейшего из них – алкоголизма, ибо только люди с ясным умом и чистыми помыслами способны принести всему человечеству мир, счастье, дружбу, всеобщее благоденствие и процветание.

В нашем городе, как и в республики в целом, большое влияние уделяется пропаганде здорового образа жизни. Благодаря проводимой акимом города антиалкогольной компании был ужесточен регламент: введен запрет на продажу алкогольных напитков после  23 часов, на продажу их вблизи школ, религиозных учреждений.

В заключение хотелось бы сказать, что в небольшой заметке трудно охватить все аспекты духовно – нравственного воспитания молодого поколения. Поэтому к этой теме мы обязательно должны вернуться  еще раз.

Да направит Всевышний Аллах наших соотечественников – и стар и млад на путь истинный и поможет им стать достойными людьми нашего отечества!

Да благословит Вас Аллах. Аминь!

 

 

Яхия хаджи Исмаилов

Главный имам мечети имени «Шейха Кунта хаджи»

филиала религиозного объединения ДУМК г Астана.

Член Ассамблеи народа Казахстана,

Почетный гражданин г. Жезказган.

Поделиться: