Не люди, а Сам Всевышний Аллах сказал о мусульманах: «Вы лучшая из общин, появившаяся на благо человечества: вы побуждаете к одобряемому, удерживаете от порицаемого и веруете в Аллаха» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 110).
Казалось бы, этот аят должен нас радовать и утешать, вдохновлять и обнадёживать, воодушевлять и подвигать на великие дела, давать нам неукротимую энергию и зажигать в нас благородный пыл, пробуждать в нас самые лучшие качества, внушать беззаветную храбрость и самозабвенную любовь к Господу и к Его религии. Этот аят должен быть для нас лучшим в мире радостным известием и освещать своим сиянием всю нашу жизнь. Разве эти слова Всевышнего не повод для гордости, не чудесный дар Создателя нам, не указание на то, сколько блага заложено в нас и какая огромная милость дарована нам?..
Очевидно, что это так. Тогда почему же сегодня мы наблюдаем странную картину, не согласующуюся с таким положением вещей? Почему мы видим тысячи мусульман, которые в буквальном смысле стесняются своей религии и стараются замаскироваться, скрыть свои убеждения? Они боятся оттолкнуть от себя окружающих или настроить их против себя упоминанием о своём вероисповедании, им кажется, что о них начнут думать плохое или подозревать их в чём-то дурном и это негативно скажется на их работе или учёбе.
Что стало катализатором этого явления, которое кажется противоестественным, когда мы обращаемся к Корану и Сунне и видим там тысячи указаний на достоинства мусульманской общины и то благо, которое они несут собой всему человечеству? Внешние факторы? Кризис исламской цивилизации? Или же причина в нас самих?
Всевышний Аллах предупредил нас: «Мы непременно испытаем вас чем-то из страха, голода, недостатка имущества, людей и плодов» (сура 2 «Корова», аят 155).
Подобные утверждения мы встречаем в Коране многократно: «Или вы полагали, что войдёте в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их постигали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: “Когда же придёт помощь Аллаха?”» (сура 2 «Корова», аят 214);
«Вас непременно постигнут испытания, затрагивающие ваше имущество и вас самих, и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников много неприятных слов [о вас самих и о вашей религии]» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 186).
Об этом говорил и правдивый Посланник (мир ему и благословение Аллаха): «Верующих мужчин и женщин не перестанут постигать испытания, затрагивающие их тело, семью и имущество, до тех пор, пока они не встретят Великого и Всемогущего Аллаха без единого греха» [Тирмизи].
И он же предупреждал: «Поистине, ждут вас тяжкие и трудные испытания и долгие и тяжкие смуты» [Адаб муфрад].
Из этих аятов и хадисов мы совершенно точно знаем, что такова природа земной жизни и что испытания будут непременно постигать нас и никуда нам от них не деться. И сформировавшиеся сегодня предрассудки в отношении ислама и мусульман, негативное представление о них и предвзятое отношение к ним — лишь часть тех испытаний, которые обещал нам Всевышний. Мы должны понимать это и относиться к такого рода явлениям правильно: проявлять терпение, надеяться на лучшее и не забывать о награде, которая ожидает терпеливых. Как сказал благородный Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Кому Аллах желает блага, того Он подвергает испытаниям» [Бухари].
Как бы нам этого ни хотелось, мы всё равно не сможем полностью избежать испытаний. Но возможности изменить что-то к лучшему есть всегда и у любого из нас. Быть может, ислам — религию мира и добра, проповедующую всё самое лучшее, ценное и нужное — ещё долго будут необоснованно связывать с отсталостью, жестокостью, закоснелостью, фанатизмом, терроризмом и другими скверными явлениями. Возможно, мы не сможем искоренить эти предрассудки и заблуждения, но мы вполне можем внести свою маленькую лепту в это наиважнейшее дело. Плоды этих стараний будут появляться постепенно и спустя много времени, но с позволения Аллаха они будут. И они не только принесут нам награду в мире вечном, но и станут нашим бескорыстным и искренним подарком тем, кто будет жить в этом мире после нас.
Подавленность, пассивность, отчаяние — не лучшее, что мы можем противопоставить этим испытаниям. Единственный выход — стараться быть достойными представителями лучшей общины на земле.
Не случайно, назвав мусульман лучшей из общин, Всевышний упомянул и об условиях, при которых мы действительно будем такими: «…вы побуждаете к одобряемому, удерживаете от порицаемого и веруете в Аллаха» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 110).
То есть от нас требуется быть мусульманами и на словах, и на деле, претворять в жизнь учение ислама и приближаться к тому нравственному идеалу, который проповедуют Коран и Сунна. И трудиться, делая столько добра, сколько в наших силах. Недостаточно одного только названия — нужны соответствующие поступки.
Как показывает практика, люди плохо думают об исламе не столько под влиянием средств массовой информации, сколько из-за дурного поведения не лучших среди нас. И не стоит удивляться тому, что не имеющие никакого отношения к исламу проступки людей, его представляющих, ставятся в вину нашей религии и становятся поводом для критики в её адрес. Конечно, все эти предрассудки и клише появились не сегодня и распространяются много веков. Но если мы будет бороться с ними, то сможем ослабить их напор и значительно увеличить число тех, кто не только имеет правильное представление об исламе, но и симпатизирует ему, а может быть, даже задумывается о том, чтобы принять его.
Самый верный способ бороться с такими предубеждениями — показывать красоту и величие ислама на практике и самим быть воплощением этой красоты. Поистине, живой пример благонравного мусульманина способен сломать стереотипы, настаивавшиеся многими годами. Всевышний сказал: «Посланник Аллаха был прекрасным примером для вас, для тех, кто надеется на [милость] Аллаха и [преуспеяние в] Последний день и много поминает Аллаха» (сура 33 «Союзники», аят 21).
То есть мы должны следовать примеру нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и стараться быть похожими на него. А для этого нужно изучать его жизнь и нрав. Ведь очень часто человеку мешает следовать Сунне элементарное незнание её. Это невежество мы и должны изживать в себе и помогать в этом другим. И чем больше будет в нашей умме людей, походящих на нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) нравом, словами и деяниями, тем меньше будет у мусульман поводов скрывать своё вероисповедание и испытывать стеснение при виде своих братьев по вере.
Если мы сможем показать окружающим, что есть ислам на самом деле, то многие, очень многие почувствуют интерес к нашей религии, не взирая ни на какую антиисламскую риторику. Ведь добром, чистотой и мудростью трудно не восхищаться и к людям благонравным, доброжелательным и эрудированным трудно не испытывать уважения и симпатии… Как следствие, и отношение к мусульманам непременно изменится в лучшую сторону.
Если каждый из нас будет стараться по мере своих сил соблюдать предписания Корана и Сунны, приобретать — пусть понемногу — полезное знание и претворять его в жизнь и работать над собой, над своим нравом, над тем впечатлением, которое мы производим на окружающих, над своими манерами, внешним обликом и внутренним содержанием, над своим интеллектом и своей личностью, то всем нам будет гораздо легче общаться с окружающими и делать добро и даже просто жить и развиваться, и гораздо легче гордиться своей религией и, улыбаясь, с готовностью и радостью признавать: «Я — мусульманин».
«Поистине, Аллах предписал всё делать хорошо», — учил наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Согласитесь, многие из нас ещё не усвоили этот важный урок и относятся спустя рукава не только к своим земным, но и к религиозным обязанностям. А ведь стремление быть воплощением этого «хорошо» способно творить чудеса не только с самим человеком, но и с его окружением.
И наоборот, чем дальше мы от Корана и Сунны и чем дальше мы от того, чтобы служить благим примером для других, тем меньше у нас оснований надеяться на то, что положение мусульман во всём мире вдруг изменится в лучшую сторону. Коран предупреждает нас: «Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура 13 «Гром», аят 11). На что же мы рассчитываем, если не торопимся изменить самих себя, не стараемся много работать и учиться, быть пунктуальными, чистоплотными, вежливыми?
Для того чтобы у людей, с которыми мы пересекаемся, не возникало нежелательных для нас ассоциаций, мы должны своим поведением опровергать устоявшиеся в обществе стереотипы и выделяться только хорошими поступками, как бы трудно это ни было. И даже если люди не оценят наших стараний — а чаще всего так и происходит, — они всё равно не пропадут даром: «Если кто следует прямым путём, то [Аллах] увеличивает их приверженность прямому пути и награждает их богобоязненностью» (сура 47 «Мухаммад», аят 17). А в день воскрешения эти благие дела и намерения будут вознаграждены наилучшим образом: «Поистине, Аллах введёт тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, в Райские сады» (сура 47 «Мухаммад», аят 12).
Нам всем нужно научиться гордиться своей религией в самом прекрасном, чистом и благородном смысле этого слова. Не кичиться, не доходить до эпатажа, но нести в душе своей согревающее и радостное осознание того, как прекрасна религия, которую мы исповедуем, и какое это счастье — что Всевышний Аллах привёл нас в неё. Эта не противоречащая скромности гордость должна сквозить в наших словах и поступках и проходить красной нитью через всю нашу жизнь. И эту гордость вместе с хорошим воспитанием и багажом полезных знаний мы должны передать нашим детям, чтобы они украшали ею себя и несли её дальше, следующим поколениям. Пусть она живёт в тех, кого мы уже не увидим и не застанем, и пусть она, как и наши благодеяния, станет доброй памятью о нас.
О Аллах, помоги нам исповедовать Твою религию красиво и правильно, блюсти Твои заповеди и нести добро людям, оставляя об исламе только хорошее впечатление и прославляя имя Твоё!