Месяц шагбан – месяц, предшестующий священному месяцу Рамазан.
Одним из особенностей шагбан является то, что он является подготовкой к великому посту. То есть, в этом месяце верующие настраиваются к предстоящему посту, как духовно, так и физический.
В связи с этим мы предлагаем читателям короткий экскурс в мир хадисов, в которых упоминается месяц шагбан.
Усама ибн Зайд (да будет доволен им Аллах) передает: «Я сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «О Посланник Аллаха! Я не видел иного месяца, в котором вы так часто постились бы, как в месяц шагбан». На что Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Это месяц между раджабом и рамазаном, которым пренебрегают люди. И это месяц, в котором к Господу миров возносятся деяния. А я желаю, чтобы чтобы мои деяния вознеслись тогда, когда я соблюдаю пост». («Хашиятус-Санади `алан-Насаи», 2347)
Из сказанного следует, что месяц шагбан занимает особое место в сунне нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И одной из причинявляется то, что в этом месяце наши деяния возносятся ко Всевышнему Аллаху.
Одним из особенностей месяца Шагбан является то, что наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проявлял в нем особое рвение в поклонении. Лишь сам этот факт уже указывает на особенность месяца Шагбан. Так, в хадисе, переданном имамом Ахмадом от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), сказано: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) больше всего любил поститься в месяц Шагбан» («Муснад Аль-Имами Ахмад»).
Есть хадисы, в которых говорится о том, что наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился в месяц Шагбан. При этом они разняться между собой в определении поста Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в месяц Шагбан. И ученые пришли к выводу, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не постился на протяжении месяца Шагбан, а постился большую ее часть. Доказательством этому является хотя бы хадис, переданный имамом Бухариот матери правоверных Айши (да будет доволен ею Аллах).(«Сахих Аль-Бухари», 1868)
В хадисе, переданном имамом Ибн Маджа от Абу Мусы Аль-Аш`ари (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, в срединную ночь месяца шагбан является Всевышний Аллах и прощает грехи всех Своих созданий, кроме грехов мушрика или же злобного человека». («Канзу Аль-`Уммаль», 35174)
Если учитывать, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что: «Поистине, деяния принимаются по тому, как они заканчиваются»,-следует проявить особое рвение в совершении как можно большего числа благих деяний.
Шагбан является месяцем чтецов Корана. И именно поэтому в привычке многих предшественников было уединение в месяц Шагбан лишь с одной целью – с целью чтения Корана. Так, Саляма ибн Сухяйл (рохматул-лахи аляйхи) говорил: «Месяц шагбан – месяц чтецов Корана».
Амр ибн Кайс (рохматул-лахи аляйхи), с наступлением месяца шагбан, уединялся для чтения Корана.
Что касается срединной ночи месяца шагбан, то есть Ночи бараат, то в хадисе, переданном имамом Ибн Маджа от Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда наступает срединная ночь шагбан, то проводите эту ночь в поклонении, а день в посте. Поистине, в эту ночь, во время заката солнца, милость Всевышнего Аллаха на небо этого мира. И Всевышний Аллаха говорит: «Есть те, кто вымаливает прощение? Я прощу его. Есть ли те, кто вымаливает удел? Я дарую ему удел. Есть ли те, кто болеет? Я исцелюего. Есть ли...? Есть ли...? И таким образом продолжается вплоть до расвета». («Сунану Ибн Маджа», 1388)
Из сказанного следует, что эта ночь является ночью прощения грехов. Поэтому наиболее часто поторяемыми словами каждого верующего должны быть следующие слова: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Прощающий, Милосердный». (Сура «Аль-Хашр», 10-аят)
Ученые говорят: «Самыми достойными деяниеми являются: чистота души, великодушие и наставление уммы на благой путь. Благодаря этим качествам можно достичь высоких степеней… Эта ночь является хорошим шансом удостоиться прощения Всевышнего, когда из книги деяний стираются все грехи и запись начинается с чистого листа».
В «Аль-Кашшаф» сказано: «Этой ночи присущи четыре названия: благославенная ночь, ночь прощения, ночь утверждения и ночь милости. В эту ночь обычно Всевышний Аллаха увеличивает воду Замзам».
И да дарует нам Всевышний Свою милость и облагодетельствует нас в месяц шагбан Своей безграничной милостью! Аминь!
Абдуссамад Махат
наиб имам центральной мечети «Нур Астана»