26
Чт,
дек

һижри

Вернем смысл «ИншаАллах», научившись говорить «нет»

Статьи
Объявление

«Чаще всего фраза "иншаАллах" ("если пожелает Аллах") используется в мусульманских общинах, чтобы избежать самоанализа, тяжелого труда, долгосрочных планов и возложить эти обязанности на некую всесильную сущность, которая каким-то образом в один прекрасный момент вмешается и решит наши общие проблемы».

Так написал автор статьи «ИншаАллах – благо для всех» в «Нью-Йорк Таймс», в которой он высказал сожаление по поводу того, какой смысл эти слова приобрели в наши дни.

Если спросить немусульманина, живущего в мусульманской стране, он признается, что ему страшно услышать слова «иншаАллах» от государственных чиновников или коллег, потому что это значит провал дела. Однажды я был свидетелем того, как один немусульманин умолял коллегу: «Нет, я не хочу слышать "иншаАллах"! Скажи, ты сделаешь это или нет?». На что получил ответ: «ИншаАллах».

Так как же выражение «иншаАллах» оказалось в таком положении? Почему им бессмысленно злоупотребляют? Каково истинное значение этого восклицания, и почему его произносят? Как нам вернуть «иншаАллах» на подобающее ему место? Об этом мы поговорим в этой статье.

История «иншаАллах»

В первые годы проповеди ислама Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был встречен мекканскими племенами с невероятной враждебностью, они не хотели ничего знать о т единобожии. Посланника Аллаха (мир ему и благословение) называли лжецом, сумасшедшим, чародеем и то и дело придумывали, как прекратить его проповедь.

Однажды курайшиты отправили гонцов в иудейские племена, жившие в Аравии, и спросили, как им проверить нового Пророка. Мекканский клан, хоть и был языческим, верил, что иудеи как народ Книги сведущи в Писаниях. Раввины предложили курайшитам задать Мухаммаду три вопроса. Если он ответит на два, значит он истинный Пророк, если же найдет ответ на все три, значит, он лжет.

Курайшиты были в восторге! Наконец-то они поставят Мухаммада в тупик, ведь он не знает ответов, так как он не из людей Книги и к тому же неграмотен. Вопросы были такими: Что случилось с юношами в пещере? Кем был царь, правивший на востоке и западе? Что такое дух, каков он?

Когда они задали эти вопросы Мухаммаду (мир ему и благословение), он сказал: «Я отвечу завтра», но не добавил «иншаллах».

Мухаммад (мир ему и благословение) ждал откровения две недели, но оно не приходило. Между тем враждебность к нему росла, курайшиты злорадствовали: «Видите! Мы же говорили! Он лжец! Он обещал ответить завтра, а прошло уже две недели!».

Но на 15-й день Пророку (мир ему и благословение) была явлена прекрасная сура Корана, которую мусульманам рекомендуется читать каждую пятницу. Она давала ответы на два вопроса, но оставляла без ответа третий.

Интересно, что почти вначале суры Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) дано ясное указание, что не следует давать обещание, не прибавляя к этому «иншаАллах». Аллах сказал ему:

«[Помни!] Никоим образом не говори о чем-либо [уверенно и однозначно], что [мол] сделаешь [то или иное] завтра [или когда-либо в будущем], а добавь «если пожелает того Всевышний (если даст на то Свое благословение)».  Если забыл Господа, то напомни себе о Нем. И говори [чаще]: «Возможно, Господь, наставляя меня (благословляя), даст мне более короткий путь [более верное, правильное решение]».

Таким образом, восклицание «иншаАллах» стало неотъемлемой частью языка мусульман.

Мудрость слов «иншаАллах»

После размышлений над этой историей ученые пришли к выводу, что в выражении «иншаллах» содержится три жемчужины мудрости:

1. Говоря «иншаАллах» мы избегаем лжи

Когда мы говорим: «Я сделаю это завтра», и по каким-то причинам не можем этого сделать, получается, что мы соврали и нарушили обещание, пусть и не по своей воле. Чтобы не изменять своему слову, мы говорим «иншаАллах», подразумевая, что могут возникнуть любые непредвиденные обстоятельства, но это уже от нас не зависит, таким образом, как бы то ни было, в наших словах нет лжи.

2. Говоря «иншаАллах», мы избегаем сожалений

Представим, что завтра мы планируем важный день, нам предстоит много дел, но, почему-то, когда наступает завтра, все идет не по плану. В результате мы начинаем чувствовать сожаление и угрызения совести за то, что не сделали намеченное. Но если, планируя свои дела, мы говорим «иншаАллах», мы спокойно соглашаемся с тем, что Аллаху (хвала Ему) могут быть и неугодны наши планы, поэтому им и не суждено было сбыться. Таким образом, нет необходимости о чем-то жалеть, а можно перенести все дела на другой день.

3. Говоря «иншаллах», мы просим разрешения у Аллаха

Когда мы произносим «иншаАллах», это значит, что мы, в сущности, просим разрешения у Аллаха сделать так, чтобы наши планы реализовались. (Каждый раз, когда я планирую дела на следующую неделю, я обязательно от всей души добавляю «иншаАллах», потому что глубоко верю, что без Его помощи и поддержки у меня мало что получится). Это молитвенное восклицание связывает наши планы с Божественной Волей.

Принимая все это во внимание, понятно, насколько мы злоупотребляем выражением «иншаАллах». Давайте спросим себя: почему это происходит? Почему мы так часто говорим «иншаАллах», не задумываясь?

Главная причина злоупотребления «иншаАллах» – страх сказать «нет»

Никто не любит говорить «нет». Это производит впечатление неуважения, вызывает у людей дискомфорт, да и мы сами выглядим не лучшим образом. Поэтому мы, мусульмане, нашли «гениальный» способ сказать «нет»: мы просто говорим «иншаАллах».

Когда мы не намерены что-то делать, мы довольно находчиво отвечаем: «Ну, Аллах этого не хочет, поэтому мне не надо чувствовать себя виноватым».

Но давайте посмотрим на это по-другому, глубже. Когда мы говорим «иншаАллах» и действительно не имеем искреннего намерения или решимости сделать то, что обещаем, по сути, мы проявляем неуважение к Аллаху. Почему? Потому что если мы говорим «иншаАллах» и не прилагаем никаких усилий к тому, чтобы исполнить обещанное, это значит, что мы по определению возлагаем вину за нашу лень на Аллаха!

Как мусульмане мы верим, что Аллах дал нам свободу воли и выбора, а также наделил сознанием и телом для дел и свершений. Если что-то, от нас не зависящее, мешает нам сделать обещанное, тогда да, Аллах этого не хочет. Но если мы даже не приложили никаких усилий, то как нам знать, хотел ли этого Аллах?

Научиться говорить «нет» вместо того, чтобы злоупотреблять «иншаллах»

Нам надо по-настоящему серьезно пересмотреть свое отношение к фразе «иншаАллах», чтобы, когда кто-то слышит от нас «иншаАллах», это звучало не как шутка, а как «Да, конечно! Я сделаю все возможное». А чтобы так и было, мы должны научиться говорить «нет».

Есть три основных приема, чтобы сказать «нет» вместо «иншаАллах» и при этом не казаться грубым:

1. Взять отсрочку

Встретившись в лифте с коллегой, который настойчиво предлагает встретиться в тот же день, вы обычно говорите «иншаАллах» (это значит, мы оба понимаем, что я не приду). Вместо этого попробуйте сказать: «Я посмотрю мое расписание и дам ответ».

2. Переключить внимание

Когда начальник вдруг предлагает работу над проектом, который нам совсем неинтересен или у нас нет нужного опыта, мы обычно хотим как-то уклониться. Вместо того чтобы сказать «иншаАллах», можно ответить: «Я не самый подходящий кандидат для работы над этим проектом по следующим причинам…» и предложить кого-то, кто справится лучше.

3. Урезать время

Вам сказали быть на встрече с важным клиентом, которая продлится не меньше трех часов, при этом общение с вами лично займет не более получаса. Вместо того чтобы пообещать придти и добавить «иншаАллах», можно просто предложить, чтобы вы пришли на первые полчаса, потому что остальной разговор не имеет к вам отношения, а у вас и так много работы.

Достаточно попробовать раз-другой, и окажется, что говорить «нет» не так уж трудно. По сути, это даже больше нравится людям, чем нарушение обещаний и злоупотребление выражением «иншаАллах».

Если каждый из нас задумается, как он употребляет «иншаАллах», это уже будет хорошим стартом для того, чтобы вернуть этим словам истинный смысл!

Но если это будет происходить в коллективе, на работе, то это действительно будет настоящая культурная трансформация. И не последнюю роль в ней сыграют люди, которые возьмут на себя ответственность за то, чтобы научить коллектив правильно употреблять «иншаАллах» и говорить «нет».

Несколько практических советов менеджерам и руководящим работникам на этот счет:

1. Рассказывайте об истинном смысле выражения «иншаАллах»

Обсудите с коллегами, подчиненными и т.д. то, как мы злоупотребляем «иншаАллах» и что можно с этим сделать. Постарайтесь донести до них, во что выливается злоупотребление этими словами не только с духовной, но и с практической точки зрения (под последней мы подразумеваем потерю продуктивности из-за отсутствия ясной коммуникации). Приведите примеры злоупотребления «иншаллах», в случае необходимости стоит сделать замечание (с глазу на глаз или открыто), чтобы дать понять: не стоит разбрасываться словами «иншаАллах», нужно держать свое слово.

2. Сделайте так, чтобы подчиненным было легче сказать «нет»

В некоторых компаниях сказать боссу «нет» значит поставить крест на своей карьере. Ослабьте давление на сотрудников, пусть они знают, что иногда сказать законное «нет» лучше, чем лгать и злоупотреблять «иншаАллах».

Итак, «иншаАллах» — это мощное и глубоко духовное выражение, которое при правильном употреблении действительно помогает понять связь между нашими делами и жизнью и непостижимой волей Аллаха (хвала Ему). Мы молим о том, чтобы этот материал пролил свет на правильное употребление «иншаллах» и оно не превратилось в бессмысленную расхожую фразу, а снова обрело бы свое высокое достоинство и сакральный смысл.

 

 

 

The New York Times islam.com.ua

 

Поделиться: