26
Чт,
дек

һижри

Маулид – с любовью к Пророку (мир ему и благословение)

Статьи
Объявление

Наступающий месяц для нас, мусульман является особым и называется по-арабски «Раби‘ аль аууаль», что в переводе означает «весна, весенний сезон».  Раби‘ аль аууаль занимает особое место в мусульманском календаре, поскольку в этот месяц родился и умер заключительный посланник Божий ‒ пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).

Подобно тому, как все живое в это время года просыпается, растения окутываются в зеленые одеяния, украшаются благоухающими цветами, отовсюду слышно пение птиц и ликование всего животного мира, так и с рождением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) все будто вновь обрело жизнь, очнулось от долгого блуждания во мраке безверия, получило смысл и значение. Ведь не зря переданное через Пророка Божественное послание охарактеризовано как оживляющее, дарующее жизнь:

 О те, которые уверовали! Ответьте на призыв Аллаха и посланника Его, когда призовут к тому, что оживит вас, дарует вам жизнь.

Священный Коран, 8:24

…В мире, полном мрака и тьмы, забрезжил свет. До рождения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) осталось очень мало времени. Горизонт полон знамений, свидетельствующих о приближении великого дня. В душах людей настолько велико волнение, что очень многие мекканцы говорят о последнем пророке, советуют и наставляют друг друга…

Все ожидают великого спасителя, и каждый желает его появления именно в своем роду или племени. Однако он должен был появиться именно в продолжение золотой цепи потомков Авраама (мир ему). Знамения оповещают о его приходе. Темнота и ее беспросветность говорят о приближении зари.

Поистине, вам от Всевышнего Аллаха явились Свет [то есть пророк Мухаммад] и ясное Писание [Священный Коран]

Священный Коран, 5:15

В другом аяте сказано:

[«О Пророк, воистину Мы отправляем тебя] призывающим к пути Божьему с дозволения Его и как источник, льющий свет (на истины Господни).

Священный Коран, 33:46

Наконец Свет, явление которого ожидалось, соблаговолил осчастливить нашу Землю по милости Всевышнего, явившись на рассвете 12 Раби‘ аль авваль, в понедельник, плодом священного бракосочетания Абдуллаха сына Абдулмутталиба и Амины, дочери главы племени Бани Зухра ‒ Уахба ибн Абду Манафа.

В хадисе от Ибн Аббаса (да возвеличит его Аллах) сказано следующее:

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) появился на свет в понедельник, в понедельник прибыл в Медину, в понедельник ушел в мир иной. В понедельник он установил камень Хаджар Асуад в Каабе. В понедельник была одержана победа в сражении при Бадре. В понедельник сошел 3-ий аят Суры «Аль-Маида»:

«Сегодня Я завершил вам вашу религию».

св. хадисов Ахмада и Хайсами

 Казалось, будто все щедро одаренное сущее, обретя способность говорить, воскликнуло: «Добро пожаловать! Милости просим, о Посланник Аллаха!»

Турецкий поэт Сулейман Челеби вылил в поэтические строки вселенскую радость, вызванную явлением в мир  Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Привет Тебе, о Благороднейший Султан!

Привет Тебе, о Кладезь знаний об Аллахе!

Привет Тебе, о Истины Знаток!

Привет Тебе, о Жизни Эликсир!

Привет Тебе, о Милость для Миров!

Привет Тебе, о грешников Заступник!

С  появлением божьего посланника (да благословит его Аллах и приветствует) милость Аллаха и Его благодать усилились. Утренние зори и вечерние закаты стали более яркими. Чувства стали глубже. Слова, дружеские беседы, вкусы обрели широту и полноту. Все наполнилось особым смыслом, особой красотой, прелестью и изяществом. В те самые времена высохло озеро Сава (Сава – это озеро, расположенное в 125 км от Тегерана, на юго-западе от него, между Хемданом и Кумом. После того, как это озеро высохло, на его месте был построен город Сава), являвшееся гиблым местом тирании и деспотизма. [См. Ибн Касир «Аль-Бидайя», II, 273.]

В ту ночь, когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) облагодетельствовал своим рождением мир, произошли некоторые, невиданные доселе, чудеса. Вот некоторые из них:

«Как сообщила Амина, она не испытывала никаких затруднений ни во время беременности, ни во время родов. В момент появления на свет посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) она увидела, что от нее отделился Свет, который осветил пространство от востока и запада. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) появился на свет в чистом, аккуратном виде. Он уперся руками в землю и, подняв голову, обратил Свое лицо к небесам» [Ибн Сад, I, 102, 150].

«В это время шайтан изверг из себя такой истошный вопль, какого он не издавал никогда прежде…» [Ибн Касир «Аль-Бидайя», II, 271].

Долину Самава (Самава – песчаная пустыня, находящаяся между Куфой и Шамом, на юго-востоке от Багдада, в 235 км от него, в местности, называемой Кальб) затопило водой.

Во дворце Хосроя обрушилось 14 колонн.

Погас огонь в святилище иранцев, огонь, обожествляемый ими и не гаснувший в течение 1000 лет. [Ибн Касир «Аль-Бидайя», II, 273].

Женщина по имени Шифа’, принимавшая роды у Амины, матери будущего Пророка, после рассказывала: «Появившись на свет, ребенок сразу принял положение, подобное земному поклону. С момента рождения он был с обрезанной пуповиной и суннатом. Он был чистым, кожа его была будто смазанной маслом, глазки ‒ будто подведенные сурьмой, от него исходил приятный аромат, наполнивший всю комнату».

Удивительно, едва успев открыть глаза на этот мир, новорожденный Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)  принимает позу земного поклона! Быть может, секрет этого кроется в пророческих словах:

«Самое близкое положение раба Божьего к Господу своему, когда он в состоянии земного поклона». [Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 84, хадис №1348].

Эту близость нашего Пророка к Господу миров мы видим на всех этапах его жизни: от рождения и до смерти. Ведь Сам Всевышний повелевал ему:

И поклоняйся Господу своему, пока не придет к тебе смерть.

Священный Коран, 15:99

И он поклонялся Всевышнему днем и ночью, в уединении и среди людей. Поклонение никогда не утомляло его. Наоборот, лишь приумножало в нем стремление к покорности пред своим Создателем. Какую бы страницу из жизни нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мы ни приоткрыли, повсюду видна покорность Всевышнему. Любое движение или, наоборот, неподвижность, каждый вдох и выдох отражали неземную близость Пророка к Господу миров. И если попытаться жизнь посланника Божьего отобразить каким-то символом, то это будет силуэт человека в земном поклоне.

Во всем посланник Аллаха (да благословит его Творец и приветствует) совершенен. Если возьмем выполнение им молитв-намазов, то не сможем найти подобного ему. Если рассмотрим соблюдение им поста, то в этом никто не мог и не сможет сравниться с ним. Если полистать книги, в которых приводятся формы восхваления Аллаха, проговоренные Пророком, то окажется, что в его жизни не было момента, когда бы с его уст не сходил зикр. Вся жизнь его была проникнута восхвалением и обращением к Всевышнему. И в этом ему также нет равных.

Изучив любую сторону жизни пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), мы не сможем найти равных ему. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был совершенен во всем. В словах высокочтимого имама ‘Али ибн Абу Талиба (да возвеличит его Аллах) пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)  упоминается так:

Посланник Аллаха был щедрейшим из людей. Сердцем — самый отзывчивый; словом, самый правдивый; он говорил и вел себя так естественно и верно, что сядь рядом с ним – и не почувствуешь себя неуютно, а напротив, будто сидишь с другом. Но он обладал таким высоким духом, что никто никогда не сможет достичь его уровня. Он скромно снисходил до тех, кто сидел в кругу, никогда не подчеркивал разницу между собой и сидящими с ним.

Ибн Касир, Шамаиль, 44; Тирмизи, Манакыб, 8

Как-то к ‘Али ибн Абу Талибу  (да возвеличит его Аллах), обратился один из иудеев со словами: «Опиши мне Посланника, расскажи о его достоинствах!». ‘Али, обладавший особой проницательностью и мудростью, в ответ произнёс: «Прежде опиши мне мирскую жизнь!» Иудей начал перечислять присущие этой жизни картины: леса, пустыни, животных и тому подобное. Но, почувствовав, что мирскую жизнь невозможно охватить словами, воскликнул: «Это невозможно!» ‘Али произнёс: «Ты не смог описать то, о чём в Коране сказано: «Предметы [услады и наслаждения] мирской жизни малочисленны» (Св. Коран 4:77), а просишь рассказать о том, о ком в Коране говорится: «Воистину, ты [о Мухаммад]-носитель достоинств бесчисленных» (Св. Коран 68:4)»

Ни до пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), ни после невозможно указать человека которого любили бы в той же степени. Все верующие, в чьих сердцах он живет, непрестанно говорили и говорят:

В тебя влюбилось сердце, почему?

Твой лик, как день, блистает ярко, почему?

Да, это так. Ибо он ‒ возлюбленный Создателя миров.

В хадисе  от Анаса (да будет доволен им Аллах) говорится, что Пророк Мухаммад сказал:

Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и Посланника Его больше, чем все остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает он быть ввергнутым в огонь.

Св. хадисов аль-Бухари и Муслима

Этот месяц содержит в себе день радости, благодати и надежды для верующих. Согласно традиции, в этот месяц верующие проводят маулиды ‒ поминовение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

«Маулид ан-Наби» ‒ «рождение Пророка» ‒ отмечается по мусульманскому лунному календарю в ночь на 12-е число месяца Раби‘ аль аууаль,  Праздник приурочен к дате кончины Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) 12-му Раби‘ аль аууаль, ибо смерть, согласно Исламу, это ничто иное, как рождение для вечной жизни.

Маулид – одно из благочестивых и разрешенных новшеств в Исламе. Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) такое празднование не проводилось. Рождение Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) стали отмечать лишь спустя 300 лет после прихода Ислама.

Поскольку точная дата рождения Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) неизвестна, Маулид был приурочен ко дню его смерти, что накладывает отпечаток на характер торжества. По указанию одного из мусульманских правителей, для проведения Маулида собрали известных хадисоведов, теологов и получили одобрение и у восточных, и у западных исламских ученых, например аль-Хафиза Ахмада ибн Хаджар Аскаляни и его ученика аль-Хафиза ас-Сахауи, а также ас-Суюти и др. Ас-Сахауи отмечал в своей книге «Фатава» («Религиозные заключения»), что Маулиды начали проводиться по истечении времени Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и праздник этот распространился по исламскому миру. В Османском же халифате Маулид ан-Набий стал официальным праздником.

Эта ночь самая дорогая для нас после Ночи Могущества (ляйлят аль-Кадр). Тем, кто в эти дни и в ночь рождения молится и возносит благодарственные слова  рождению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), прощаются грехи.

В месяц Раби‘ аль аууаль большим благодеянием является чтение, слушание, изложение чудесных событий той ночи, в которую родился наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Рождение пророка Мухаммада явилось предвестником прихода истинной веры – Ислама.

Участие в Маулиде требует определенного поведения. Важно, чтобы было искреннее намерение. Должны быть отброшены любые не благочестивые мысли. Идя на Маулид, необходимо совершить ритуальное омовение и умаститься дозволенными благовониями, следует отрешиться от мирской суеты: житейских трудностей, желаний, сомнений. Месяц дарования Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) вечной жизни может стать для нас и месяцем мусульманского призыва. Проведение маджлисов не должны совпадать со временем совершения намаза.

Благодаря своей неугасаемой любви к избраннику Всевышнего Аллаха, мусульмане вновь и вновь сходятся в общих молитвах, оставляя на время мирские дела и проблемы, исполненные желанием еще раз открыть для себя и своих близких чистый мир Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы вновь погрузиться в этот мир и ощутить непреходящую свежесть высоких ценностей, принесенных и установленных посланником Аллаха.

Один из сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) обладал поэтическим талантом и писал стихи в честь пророка и мусульман. Его называли «поэтом посланника Аллаха». Хасан ибн Сабит родился в Медине, принадлежал к племени Хазрадж. Принял Ислам приблизительно в 60 лет, и после этого не разлучался с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует).

В связи с возрастом и физической слабостью, он не участвовал в сражениях, но поднимал боевой дух мусульманских бойцов своими стихами. Хасан участвовал в различных диспутах и своими стихами оказывал идеологическую поддержку мусульманскому движению. Он прожил долгую жизнь и умер приблизительно в возрасте 120 лет. Каждый автор, осмелившийся создать произведение о Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует), разумеется стремился как можно полнее описать чистоту его души и тела, благородные качества характера и поведения,  но всегда осознавал, что недостаточно ни слов, ни его таланта, чтобы сказать все об этом Великом Человеке. Известно высказывание Хасана ибн Сабита, получившего прозвище «мадих-и Расул» (восхваляющий Посланника): «Не думайте, что я своими словами восхвалял Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)! Я всего лишь украсил свой слог Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) и больше ничего!»

По традиции в мечетях и домах мусульман говорят о благодеяниях и высоконравственных качествах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в его честь произносят молитвы-восхваления салауаты, исполняют мусульманские песнопения мунаджат. Эти произведения у разных народов называются по-разному: мавлид (маулед), мунаджат, баит, касыда и т.д. и читаются нараспев. Касыдой маулиды называются и по своей жанровой поэтической форме, которой обычно пишутся на всем мусульманском Востоке.

Торжества, посвященные Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), проходят в течение месяца в мусульманских общинах в разных уголках нашей страны.

В эти благословенные дни каждый может спросить себя: «Какое место отведено пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) в моём сознании? Насколько велика моя любовь к нему? Как часто я вспоминаю того человека, благодаря которому Всевышний наставил меня на праведный путь, выведя из тьмы невежества к свету, того кто объяснил и показал цель жизни? Являемся ли мы братьями Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) по делам своим?»

Как-то Пророк произнес:

«Ах, как сильно я желал бы увидеть наших братьев!»
Сподвижники удивленно спросили: 

«Разве не  мы твои братья?»

На что посланник Всевышнего ответил: «Вы ‒ мои сподвижники. Что же касается братьев моих, то это те, кто придет позже [они последуют за мной, когда меня в этом мире не будет]»

Имам Муслим. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима].

Рияд: аль-Афкяр ад-даулия, 1999. С. 126, хадис №249.

Пусть же Господь не сделает нас из числа тех, кто, заявляя о своей вере, ничего не знает о ней, утверждает о приверженности заключительному Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), но не старается следовать ему, провозглашает готовность служить на благо религии, но своим существом, имуществом, усилиями и действиями не оберегает ее; тех, кто не может преодолеть бездействие, леность и безответственность. Амин.

 

 

Духовно – просветительский портал «ummet.kz»

Поделиться: