Всевышний Аллах говорит о намазе: Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам. (Священный Коран, 107:4-5)
В вышеизложенных аятах повествуется о важности совершения намаза надлежащим образом.
Определение небрежности включает невнимательность в намазе и ненадлежащее выполнения его столпов. На дворе XXI век. Бешеные скорости… Важные дела, встречи, звонки. И всё те же 24 часа в сутках. В суматохе дел религиозно практикующему мусульманину необходимо суметь выделить время для намаза, найти место для него и место для тахарата (очищения) и ещё и правильно определить направление киблы.
Офис, завод, рынок, а иногда и просто участок на трассе, ‒ всё это обычные места для совершения этого вида поклонения Всевышнему.
А что насчёт смиренности в молитве? Присутствует ли она у нас?
В череде повседневных забот мы забываем о сути намаза, превращая его в ритуал, проводимый в режиме автопилота…
Но ведь может так статься, что наша молитва, упаси Всевышний нас от этого, может не принести нам пользу и не засчитаться в качестве выполненной!
Первое, за что будет рассчитан раб в Судный день – намаз. Если он был хорош, то и остальные дела будут хорошими. Если же он был плох, то все остальные дела также будут плохими. (хадис от Абдуллы бин Курта, св. хадисов ат-Табарани)
Смиренность и размеренность в молитве – одни из главных его составляющих! Верующий в намазе должен ясно ощущать своё состояние перед Творцом и должным образом оказывать Ему преклонение, выражать свою любовь к Создателю и трепет перед Ним.
Однажды, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наихудший вор – это тот, кто ворует из своего намаза!». Сахабы спросили: «Как можно воровать из своего намаза, о, Посланник Аллаха?» На что он ответил: «Когда человек не делает свой руку и сажда должным образом!». (хадис от Абу К’атада, св. хадисов Ахмада и аль-Хакима)
Воровство является одним из самых унизительных поступков. А наихудшим из всех видов воровства, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) назвал кражу из собственного намаза, когда человек не совершает должным образом поясной и земные поклоны в намазе. Следует сказать, что время продолжительности совершения намаза чётко не определено.
Но, как минимум, намаз должен совершаться так, чтобы при внешнем наблюдении у окружающих не возникало мысли, что вы просто совершаете не какие-то беспорядочные действия, а заняты именно совершением намаза.
По этому поводу передаётся, что однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел человека в мечети, который (небрежно) совершал намаз. Когда он завершил намаз, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему, чтобы он заново совершил его, и так повторялось несколько раз. После этого, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил его правильно выполнять намаз и сказал: «…соверши поясной поклон и пробудь в таком положении некоторое время, затем поднимись, пока не выпрямишься полностью, затем соверши земной поклон и пробудь в таком положении некоторое время, затем поднимись, пока не усядешься как следует, затем еще раз соверши земной поклон и пробудь в таком положении некоторое время, а затем поступай таким образом в течение всего намаза».
Тот, кого любил я больше всех, дал мне наставление делать три вещи и запретил мне три других. Он запретил мне клевать, подобно петуху, расставлять руки, подобно собаке, расставляющей лапы, и поворачиваться по сторонам, подобно лисе. (хадис от Абу Хурайры, св. хадисов Ахмада, Абу Йа’лы и ат-Табарани)
Из этого хадиса мы понимаем для себя, что не следует быстро уходить в земные поклоны (суджуды), облокачиваться (ложиться) в них на локти и крутиться и изворачиваться всем телом.
Почти все, для кого молитва не есть формальное действо, каждый день встают перед вопросом, как достичь такого состояния, чтобы надежда на принятие нашей молитвы не была лишь самообольщением.
Так как намаз – общение со Всевышним, когда ты предстаёшь пред Ним и обращаешься только лишь к Нему, то чем смиреннее, чем покорнее, чем более кроток верующий перед Аллахом, тем целомудренней и праведней он становится в молитве, тем больше становится его награда, тем благороднее и ближе к Аллаху становится поклоняющийся.
Тот, у кого есть смиренность в намазе, не почувствует трудность в молитве. Он найдёт наслаждение, успокоение и радость в намазе. Основа смиренности – это мягкость сердца вместе с нежностью, спокойствием, покорностью и униженностью перед Аллахом. Да поможет нам Всевышний совершать все виды поклонения Ему должным образом, что послужит ключом к вратам Его милости, прощения и щедрости!
Духовно – просветительский портал «ummet.kz»