В Раю много прекрасных деревьев, и Аллах поведал нам о том, что там есть виноградники, пальмовые и гранатовые деревья, а также лотосы,бананы, акации: «Воистину, богобоязненных ожидает место спасения, райские сады и виноградники» (Ан-Наба, 31-32);
«В них обоих есть фрукты, финиковые пальмы, гранаты» (Ар-Рахман, 68); «И будут те, кто по правую сторону. Кто же будет по правую сторону? [Они пребудут] среди лотосов, лишенных шипов, под свисающими гроздями бананами (или акациями камеденосными), в распростертой тени, среди разлитых вод и многочисленных фруктов» (Аль-Уаки'а, 27-32). Лотос (дикая ююба) — это дерево с шипами, но в Раю у него нет шипов. Акация камеденосная растет в Хиджазе, и у нее тоже есть шипы, но в Раю ее ветви свисают под тяжестью гроздьев плодов, которые можно легко достать. В Коране перечислены лишь немногие из райских деревьев. Аллах сказал: «В них обоих есть от всех фруктов по паре» (Ар-Рахман, 52). Но, несмотря на их многочисленность, обитатели Рая смогут попросить любой фрукт, который они пожелают. «Они будут возлежать там, прислонившись, и просить принести им множество фруктов и питье» (Сад, 51); «...с фруктами, которые они выбирают» (Аль-Уаки’а, 20);
«Богобоязненные же, воистину, пребудут среди сеней и источников и плодов, каких только пожелают» (Аль-Мурсалат, 41 -42).Одним словом, в Раю есть любые фрукты и удовольствия, которые только могут пожелать люди и которые могут принести им радость. «Их будут обносить блюдами из золота и чашами. Там будет то, чего жаждут души и чем услаждаются глаза» (Аз-Зухруф, 71).По мнению Ибн Касира, упоминание о лотосе и акации — пример указания нанечто большое и многочисленное посредством чего-либо меньшего и малочисленного. В этом он усматривает тонкий намек на величие райских плодов:«В земном мире дикая ююба плодоносит очень слабо, и у нее много шипов, а акация вообще приносит пользу только как источник тени. И если на таких деревьях в Раю вырастает множество прекрасных плодов, каждый из которых имеет семьдесят привкусов и оттенков, напоминающих друг друга, что тогда можно подумать о плодах тех деревьев, которые в этом мире приносят прекрасные плоды: яблонях, финиковых пальмах, виноградниках? Что можно подумать о всевозможных пахучих травах и цветах? Одним словом, там есть то, чего не видели глаза, чего не слышали уши, о чем даже не помышляла человеческая душа, и мы просим Аллаха одарить нас этим по милости Его». Райские деревья плодоносят беспрерывно. Они не похожи на деревья в этом мире, которые приносят плоды только в определенный сезон.
Напротив, они всегда усыпаны фруктами и всегда дают тень: «Вот описание Рая, обещанного богобоязненным. Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень» (Ар-Ра'д, 35); «[Верующие пребудут среди] многочисленных фруктов, которые не кончаются и доступны» (Аль-Уаки'а, 33-34), т.е. они не заканчиваются, и никто не мешает обитателям Рая насладиться ими. Прелесть этих плодов в том, что обитатели Рая будут усматривать между ними внешнее сходство, хотя они будут отличаться друг от друга по вкусу: «Всякий раз, когда им будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: "Это уже было даровано нам прежде". Но им будут давать нечто похожее» (Аль-Бакара, 25). У деревьев в Раю множество длинных разросшихся ветвей. В Коране сказано: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? В них обоих есть ветви» (Ар-Рахман, 46-48). Они будут темно-зеленого цвета: «А перед теми двумя есть еще два сада. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? Они оба — темно-зеленые» (Ар-Рахман, 62-64).
Райские сады описаны так, потому что листва деревьев там настолько зеленая, что кажется темной, и потому что сами деревья переплетаются друг с другом. Фрукты на райских деревьях опускаются низко, словно они слушаются жителей садов, и те смогут легко и без труда дотянуться до них. Коран гласит: «Они будут лежать, прислонившись, на подстилках, выстланных снизу парчой, а свежие плоды этих двух садов будут склоняться низко» (Ар-Рахман, 54); «Плоды будут подчинены им полностью» (Аль-Инсан, 14). Тень деревьев в Раю будет такой, какой ее описал Всевышний: «Мы введем их в густую тень» (Ан-Ниса, 57); «...В распростертой тени» (Аль-Уаки'а,30); «Богобоязненные же, воистину, пребудут среди сеней и источников» (Аль-Мурсалат, 41).
Духовно - просветительский портал«ummet.kz»