06
Ср,
нояб

һижри

Ислам: от информации к действию

Статьи
Объявление

С окончанием благословенного месяца Рамадана мы перестаем получать ежедневную дополнительную дозу духовности. Лично я, как и многие мусульмане, опасаюсь, что тот заряд энтузиазма и мотивации, которые я получил, постепенно угаснет. Мы беспокоимся, что хорошие привычки, развившиеся у нас за этот месяц, долго не продержатся. Мы все делаем ошибки, это понятно.

Так как же нам сберечь состояние веры и торжества в этом запутанном сумасшедшем мире, который с началом Священного месяца как будто отошел на второй план? 

Как нам сохранять уверенность и оптимизм в вере, когда со всех сторон подступает реальная жизнь?

Нас, мусульман, часто обвиняют в лицемерии: дескать, мы говорим одно, а делаем другое. Конечно, большинство из нас делают это не для того, чтобы прослыть лицемерами, но это факт, который следует признать.

Секрет в понимании истинной веры

Истинная вера — не в том, чтобы быть идеальным или лучше, чем остальные. Она значит стремление быть лучше, смелее, превзойти «нерелигиозную версию» себя, стать лучшим мусульманином в качестве Посланника нашей прекрасной религии. И это не значит, что мы более совершенны или совершенство — наша цель.

Проще говоря, это значит, что мы положимся на Единственно Великого и Совершенного, и это помогает нам в жизни и работе. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Есть в теле кусочек плоти, который будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это — сердце.» (Бухари, Муслим).

В исламской традиции понятие «сердце» иное и более многозначное. Это не просто орган, символизирующий наши эмоции, чувства, желания или решения и мнения, он сосредоточивает в себе душу, знания, отвагу и т. д. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) учил, что чистое сердце — вместилище интеллекта.

Ислам — это религия, с которой каждый мусульманин — «священник» самому себе. Поскольку Ислам не предусматривает религиозной иерархии, каждый мусульман сам несет ответственность за свое спасение по милости Аллаха. Таким образом, только те, кто идет правильным путем искренне и упорно, могут помочь и другим его открыть.

Во все эпохи пророки подчеркивали двойное требование: совершенствоваться как личности и стяжать веру, прежде всего, избеганием и преодолением зла, а также совершением благих поступков.

Ислам учит нас, что вера ценится дороже любых других вещей в мире. Поэтому Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что если по воле Аллаха через вас придет к Исламу хоть один человек, это дороже всего в мире. Таким образом, помочь кому-то обрести веру — это самое ценное, ценнее всего в этом мире.

Коран гласит: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (Коран, 3:159).

Ислам — это образ жизни

Мы должны помнить, что Ислам — это образ жизни, а не дополнительное приложение, которое можно использовать по пятницам или в Рамадан. Смысл в том, чтобы не обращать внимания на подробности, не касающиеся конечной и высшей цели достижения Рая.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) учил, что «дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними есть сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют». Но есть нечто защищающее человека от запретного и направляющее его к дозволенному, и это знание, а помимо знания — сердце.

Если сердце неиспорченно, оно пользуется знанием и избегает недозволенного, тогда как порочному сердцу знание не приносит пользы, и оно все равно склоняется к запретному.

Во время своего последнего хаджа Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил сподвижникам и умме, что у араба нет преимущества перед неарабом, так же как и у белого перед черным, единственное преимущество человека в глазах Аллаха — это богобоязненность. Засвидетельствовав это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Богобоязненность здесь», — и указал на грудь три раза (Муслим).

Помните, что обстоятельства изменчивы, мнения ненадежны, эмоции неустойчивы, так же как и наше сердце. «Сердце» переводится на арабский как «кальб», т.е. «изменение». Стоит задуматься об этом и попросить Аллаха, чтобы однажды обретенная прекрасная вера удержалась у нас в сердце.

Однако Аллах никогда не меняется, Его обещания — вечная истина, и это тоже побуждает нас держаться веры и не позволять себе попасть в водоворот негативных подробностей, который способен поглотить нас целиком.

Чтобы сохранить благочестивые привычки Рамадана, важно понимать, что это Аллах дает нам возможность придерживаться благочестивых привычек в Священный месяц, и только Он может помочь нам сохранить их и после. Просите Аллаха о том, чтобы Он помог не только сохранить привычку, но чтобы посредством ее мы росли и становились ближе к Нему.

Всегда оценивайте себя

Чтобы не расставаться с хорошими привычками, всегда оценивайте себя, свои намерения, слова и поступки.

Самоанализ не только помогает увидеть свое состояние и цели, он постоянно напоминает о том, что мы должны делать, но не делаем.

Составьте себе месячный план совершенствования в религии и поместите его на видном месте. Когда мы были маленькими, нам родители назначали призы за самый насыщенный план, и поощряли нас к освоению новых видов поклонения, выполнению дополнительных молитв и т.п.

Будьте искренни и последовательны в благочестии и помните, что мы войдем в Рай только по Милости Аллаха,  и что самое угодное Аллаху дело — то, что делается регулярно и постоянно, даже если оно маленькое.

Откройте в соцсетях группу, в которой вы будете напоминать друг другу каждый день читать Коран, пусть даже несколько страниц. Несколько месяцев назад я присоединился к такой группе, и за это время мы без особых усилий прочли весь Коран, и теперь читаем во второй раз.

В детстве я был очень любопытным и всегда расспрашивал, что, как и почему. Однажды у нас сломалась машина, и я по своей привычке принялся спрашивать, почему это случилось и почему именно сейчас.

Мой отец объяснил, что машине нужен бензин. Я уже понимал значения датчиков на приборной панели, и сказал, что у нас ведь почти полный бак.

Он терпеливо продолжал, что полный бак — еще не гарантия того, что машина поедет: для этого нужно, чтобы в машине все работало как следует, например, аккумулятор, который он сравнил с сердцем, и мотор — «мозг» машины.

Он всегда умел объяснить так, что описываемое всегда живо рисовалось в моем воображении. Он сказал, что для правильной работы машины необходимо, чтобы все ее части работали слаженно. Мало иметь накачанные колеса или бензин в баке, важно, чтобы все это заработало вместе, и тогда машина поедет и довезет нас, куда нужно. Его слова запомнились мне навсегда: наше сердце с его верой и мозг с его стремлением помогают нам двигаться в нужном направлении и благополучно достичь желанной цели.

Благодаря простоте и наглядности этого примера, отцу удалось заронить во мне первые искры веры. С его помощью я понял, что буду учить своих детей задействовать сердце и иметь положительный настрой, и что награда за намерение так же прекрасна как награда за успешно осуществленное дело.

Нам, мусульманам, необходимо признать, что каждое пробуждение сулит нам хороший день, каждое дыхание должно быть наполнено надеждой на лучшее, каждое слово — это шанс изменить что-то плохое к лучшему.

Вооруженные всеми этими примерами, пожелайте себе добра. В конце концов, взять ответственность за свою жизнь — это самая большая наша задача, но и самый прекрасный подарок, который мы можем себе сделать.

 

 

Духовно - просветительский портал«ummet.kz»

Поделиться: