Показуха (с арабского слова: «Рия») - опаснейшее заболевание, в той или иной степени ею страдают, к сожалению, почти все. Показуха приводит к тому, что добрые дела имеют непродолжительный характер, и человек не получает наслаждения от их совершения. Однако для успешной борьбы с любым заболеванием нужно изучить его этиологию (это учение о причинах болезни) и патогенез - совокупность процессов, определяющих возникновение, течение и исход болезни.
О чем пойдет речь:
«Смысл понятия «показуха»
«Категории людей по отношению к показухе»
«Причины»
«Понятие «скрытой показухи»
«Случаи "положительной" показухи»
«Методы лечения»
Наш пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто смог 40 дней провести в искренности, то ручьи мудрости будут течь с его языка»
Здесь подразумевается искренность во всем: в делах, намерениях, и со всеми, в первую очередь - с Аллахом; речь идет о полном самоконтроле над всеми своими делами, а это - огромный труд!Определение понятия: показуха - это стремление произвести на людей впечатление с помощью совершения добрых дел, с целью приобрести определенный статус, уважение, или, как минимум - обезопасить себя от этих людей.Здесь следует особо подчеркнуть, что понятие показухи мы рассматриваем исключительно в отношении религии и совершения добрых дел.
Так, например, бизнес, или сфера рекламы к показухе никакого отношения не имеют.В суре «Подаяние» сказано «Горе же молящимся, которые о молитве своей небрегут, которые лицемерят» (107: 4-6), и в арабском тексте «лицемерят» выражено глаголом «юр’аун». То есть, здесь речь идет именно о показухе.
В суре «Аль Фатыр» также говорится о показухе: «Кто желает величия, то у Аллаха все величие; к Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает. А те, что ухищряются в злых деяниях, им - сильное наказание; а хитрость этих пропадет даром» (35:10). То есть тот, кто не искренен, идет на какие-то ухищрения, его хитрость не пройдет и не будет удачной.
В то же время, в суре «Человек» рассказывается о качествах искренних рабов Аллаха: «Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» (76:9).
Цель этой темы - помочь каждому оценить свои добрые дела, избавиться от примеси показухи, так, чтобы совершение этих дел приносило наслаждение и приобрело постоянный характер, и тогда, иншаАллах, наши дела будут приняты Всевышним.
Наверное, многим известен такой хадис: «Первым из тех, над кем будет произнесен приговор в День Воскресения , будет тот, кто умер мученической смертью. Он предстанет пред Аллахом, и Тот даст знать ему о Своих дарах, и он признает их. Всевышний скажет: «И как ты распорядился ими?» Тот ответит: «Я сражался за Тебя, пока не умер мученической смертью». Но скажет Всевышний: «Ты лжешь. Ты действительно сражался, но лишь для того, чтобы о тебе могли сказать: он храбр и отважен. Так о тебе и говорили». И потом будет повелено протащить его лицом вниз к Огненному Аду и сбросить туда.
Предстанет перед Господом и другой человек, который занимался знанием и учил этому других, и Аллах даст ему знать о Своих дарах, и он признает их. (Всевышний) скажет: «Как ты распорядился ими?» Тот ответит: «Я учился и учил ему других, и я читал Коран, - (и все это) во славу Тебя и ради Тебя». (Всевышний) скажет: «Ты лжешь. Ты действительно учился , но лишь для того, чтобы (о тебе) могли сказать: он образован, знающ. И ты читал Коран, чтобы (о тебе) могли сказать: он – чтец Свяшенного Корана. Так (о тебе) и говорили». И потом будет повелено протащить его лицом вниз (весь путь) к Огненному Аду и сбросить туда.
Будет там и тот, кого Аллах щедро одарил богатством и кому предоставил всевозможные влага. Он предстанет пред Аллахом и Тот укажет ему на все эти дары и тот признает их. (Всевышний) скажет: «Как ты распорядился ими?» Тот ответит: «Я не оставил (без внимания ни одного пути, на которые Ты заповедовал расходовать средства) без того, чтобы расходовать на нем то, (чем я владел), и (все это) во имя и ради Тебя». (Всевышний) скажет: «Ты лжешь. Ты делал это только для того, чтобы (о тебе) могли сказать: он щедр и великодушен. Так (о тебе) и говорили». И потом будет повелено протащить его лицом вниз (весь путь) к Огненному Аду и сбросить туда. (Муслим, ан-Насаи и ат-Тирмизи).
В другом хадисе аль-кудси посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Любое дело, которое сделано не только ради Меня, а ради Меня и ради кого-то, Я не принимаю» * (хадис аль-кудси – это, когда посланник Аллаха передает не свои слова, а слова Аллаха)
Аллах скажет в Судный день: «Идите к тем, кому вы показывали, и пусть они вам дадут награду за это».
В одном хадисе говорится о семи категориях людей, которые окажутся под сенью Аллаха в Судный день. Так вот, один из них - тот, кто дает саадаку, и «левая рука не знает, что дает правая», то есть - дал, и забыл об этом, дал искренне, и никто не узнал об этом.
Как-то посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что «кто постится пусть смазывает губы, кто хочет молиться пусть закрывает дверь». То есть, не выставляет свой пост и свою молитву напоказ людям.
Омар ибн аль Хаттаб говорил: «Молитва - это не опускание головы, а то, что в сердце». Умама ибн Бахили (сподвижник) однажды увидел в мечети человека, который плакал в суджуде (земной поклон), и сказал: «Если бы это был твой дом, вообще было бы прекрасно».
Типы показухи: «На уровне внешнего вида»
Если человек одевает одежду тех людей, к которым сам не принадлежит, например одевается, как исламский ученый. К этой же категории можно отнести излишне яркий и вычурный хиджаб, этим словно хотят сказать: «вот, смотрите, какая я мусульманка!»
В речи
Находясь в обществе мусульман, его речь подчеркнуто наполнена богобоязненными выражениями: «Маша’Аллах, аль хамду лиллях, барака Аллаху» и пр., в то же время дома, или в телефонном разговоре он совсем другой…
В делах
Сюда относятся действия, рассчитанные «на публику»: дача садаки (добровольное пожертвование) нарочито прилюдно, или приглашение в гости известных людей, обладающих высоким социальным статусом. Наш пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Самое худшее угощение когда выбирают гостей по социальному положению».
Статус показухи в исламе
Поклонение (под поклонением понимается любое действие, поступок, совершаемый ради Аллаха), совершаемое не для Аллаха, а с какой-то иной целью является проявлением неуважения к Всевышнему и обманом Его! Ведь ты говоришь: «Тебе мы поклоняемся и Тебя просим помочь». А сам?!
Категории людей по отношению к показухе
Показуха может проявляться:в намерении
Так, если человек, принимая ислам, сказал шахаду не искренне, а ради какой-то иной цели, (например, чтобы жениться на мусульманке) то такие, согласно хадису, окажутся на самой низкой ступени ада. Или человек говорит: «Брат, я только лишь ради Аллаха это делал!», хотя сам-то прекрасно знает, что это не так… в делах Молитва, совершаемая не искренне, а лишь для того, чтобы люди видели «он молится», или человек якобы держит пост публично, а сам потихоньку ест, когда его никто не видит. Все подобные действия те только не будут приняты Аллахом, но также являются большими грехами.
В совершении дополнительного поклонения («нафаиль»)
Люди, которые, с целью произвести впечатление на окружающих обманывают, публично «рисуясь» чтением Корана, совершением зикра и другими видами поклонения это является малым грехом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не смотри, большой или малый грех, а смотри, против Кого ты встал»Быть может, человек и совершает доброе дело, но с оттенком «показухи»: «если меня видят – дам 10000 тенге садаки, если никто не видит дам 1000»… Например, придти на хутбу, только чтобы люди видели…
Этиология, или причины появления показухи:
Стремление скрыть дурные дела
Создать впечатление, завоевать доверие, отвести подозрения это самый страшный вид показухи. Это те, которые продали Рай и купили ад. Например, человек на людях показывает свое хорошее воспитание и религиозность, а сам совершает прелюбодеяние.
Ради выгоды
Например, создать хорошее впечатление, пока не приняли на работу; или - пока не женился. Когда человек совершает, пусть даже и очень хорошие дела, но на показ, он не испытывает легкости от совершенного. Искренний же человек самый свободный, он не зависит ни от кого и ни от чего, кроме Аллаха. Наш пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самые искренние дела это самые постоянные».
Ну, допустим, что все описанные выше случаи проявления показухи являются самыми грубыми и явными ее формами и, иншаАллах, никто из нас этого в себе не обнаружит. Но вот сейчас, дорогие мои, мы приступаем к разговору о самой страшной форме этого опаснейшего заболевания- страшной потому, что, как говорят медики, «нет явной клинической картины, а потому и диагностике поддается очень трудно» и каждый из нас может легко пропустить в себе ее симптомы.
Скрытая показуха
Допустим, человек действительно много совершает дополнительного поклонения, и много у него на счету добрых дел, и, подводя итоги, появляется довольство собой: «Вот, и суру выучил, и все сунны намаза сделал, и брату помог, и садаку сегодня дал» И, вроде бы, все ведь действительно прекрасно, но это довольство собой, любимым, приводит к гордыне, и в сердце поселяется внутреннее высокомерие «а вот другие этого не сделали» «а они никто столько не знают», что уменьшает степень дела.
Так, например, человек хочет совершить кияматуль лейль (ночную дополнительную молитву), и вроде бы, действительно есть у него такое желание, но ведь у него сегодня гость… вот тебе и причина появления этого желания. Или делал искренне, но люди увидели, и он обрадовался. Признайтесь честно, разве с вами такого никогда не бывало?! Предлагаем очень простой тест: Насколько ты учитываешь осведомленность других людей в совершении своих дел?
Случаи «положительной» показухи
Аллах Всевышний сказал в Коране: «Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас. Он простит вам некоторые из ваших прегрешений. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (2:271)
То есть, если показываете добрые дела это тоже хорошо, пусть это будет примером другим, но если скрываете намного лучше. Не только «дурной пример заразителен», но и хороший тоже! Быть может, увидит кто-то, что ты совершаешь молитву на работе, и ему станет стыдно: «а я вот не читаю, стесняюсь кого-то…», и он встанет рядом с тобой. Пришла на занятия одна сестра в хиджабе, и вслед за ней, осмелев, оденет вторая. Чужой пример многих стимулирует, облегчает то, что казалось таким трудным.
После совершения доброго дела человек обычно испытывает радость. Иногда кто-то искренне хочет, чтобы другие просто взяли совершенное им в пример, начали поступать так же, и поэтому всем рассказывает. В таком случае это не является показухой, напротив, это ему «в плюс». Например: ходил в детский дом, помогать, или в больницу к кому-то. Когда сообщаешь об этом кому-то – задумайся, спроси себя зачем ты это делаешь? Если - для того, чтобы люди узнали и похвалили- это показуха, уменьшающая степень совершенного тобой, это тебе «в минус».
«И сделай нас образцом для богобоязненных».(25:74)
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто показал хороший пример и за ним последовали получил все хасанаты (вознаграждения за совершенное) своих последователей». Но не появилась ли скрытая мыслишка - «вот, какой я хороший мусульманин, и пусть это увидят»?
Когда не принимаются наши добрые дела? Когда ты рассказываешь о них другим и когда ты говоришь человеку о том, сколько ты для него сделал
1) Если изначальное намерение, настрой на людей, хочешь, чтобы увидели, узнали, такое дело не будет принято Всевышним.
2) когда сделал искренне, но потом настроился на людей, захотел, чтобы узнали в этом случае дело твое также не принято
3) в изначальном настрое не было искренности, однако в процессе совершения дела стало стыдно, пришло сожаление, и настрой изменился.
По этому поводу существуют 2 мнения: одни ученые говорят: «принято», другие нет, не принято. Имам аш-Шафии сказал: «Боязнь показухи - тоже показуха» Сидел один мусульманин, читал Коран, но вот вошел другой, и он отложил Коран в сторону: «А вдруг он подумает, что я читаю для показухи?!» То есть, если сердце у тебя чистое, то тебе нечего бояться, тебе это и в голову не должно придти!
Лечение
А) Совершая что-то искренне, концентрируйся только на содеянном, и это дело станет 100 % - твоим. Например, Коран не будет в сердце, если читаешь его только на людях;
В) Подумай: зачем тебе мнение других людей, если ты сам знаешь, что ты- не такой?! Зачем тебе их дифирамбы, если ты знаешь, что Аллаха обидел, что это не будет принято…
С) Стремись быть среди искренних, правдивых, среди тех, кто послужит тебе примером. А если оступишься, они всегда будут тебе молчаливым напоминанием надо быть искренним! Такие цели, как выгода, похвала, уважение и высокий статус- это все ложное.
Д) Выработка концентрации в молитве (хушу’а), также способствует развитию в себе искренности. Искренность превращает добрые дела в привычку.
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал слова Всевышнего хадисе аль кудси: «Искренность- это то, что я вложу в сердце Своего раба и не скажу о ней даже ангелам».
О, Господь наш, о Господь миров! Мы прибегаем к тебе от зла наших душ, и от наущений шайтана, и просим у Тебя искренности, искренности во всех наших делах и помыслах. Мы просим Твоего руководства и только таких дел, которые будут приняты Тобой. Амин
Духовно - просветительский портал«ummet.kz»