Начнем с того, что поговорим о важных принципах, которые необходимо понять, и о том, что такое действие на уровне мышления и психологической установки. Мы составили простую 3-ступенчатую модель по принципу «от внутреннего к внешнему», которой могут следовать продуктивные мусульмане, а именно: от мышления к делу, от доводов к результатам.
1. Почему так важно мыслить продуктивно?
Мыслить – это способ существования, это навык, привычка. Большинство противников продуктивности сосредотачиваются на действии. Конечно, дело, действие очень важно. Однако если не начать с правильного мышления и правильной психологической установки, не помогут ни новейшие технологии, ни приспособления – их все равно нельзя будет применить эффективно, чтобы быть продуктивным.
Сначала – голова и сердце, а потом уже руки. Голова – для того, чтобы думать и задавать установку, сердце – для правильного намерения, страсти и желания, а руки выполняют то, чего пожелает сердце в согласии с планом, придуманным умом. У продуктивного мусульманина эффективны все три составляющих, начиная с правильной установки.
Наглядный пример – дерево с плодами. Если вы хотите другие плоды, то есть изменить видимое, вам следует начать с корней – невидимого. Не стоит жить только в одном мире, одном измерении. Мы живем в четырех измерениях: духовном, эмоциональном, психическом и физическом. Физический мир – это просто результат того, как мы живем в трех других измерениях. И наоборот.
Мы – мусульмане, и верим в духовное, которое предваряет все, что есть в физическом мире. Поэтому так важна молитва, намерение, правильное, позитивное мышление – от этого зависит конечный, физический, результат (или его отсутствие). Если ваша голова и сердце не на месте, все труды будут напрасными.
2. Что такое продуктивное мышление?
Продуктивное мышление – значит, дальновидное и ответственное мышление. Дальновидность и предусмотрительность – это первый из «Семи навыков высокоэффективных людей», книги специалиста по вопросам лидерства Стивена Кови (Stephen Covey, The 7 Habits of Highly Effective People). Человек наделен способностью и свободой выбирать, как реагировать на то, что с ним происходит. Именно это дает нам силы и способность действовать.
«Между стимулом и реакцией есть промежуток. В этом промежутке лежит наша свобода выбирать нашу реакцию. В нашей реакции лежит наше развитие и наше счастье» (Виктор Франкл)
Что значит, взять на себя стопроцентную ответственность за свои поступки? Это значит, во-первых, признать, что со всем, что «с нами происходит» мы должны что-то делать. Даже если на физическом уровне мы понятия не имеем, «как это с нами происходит», признание того, что мы должны что-то с этим сделать, дает силы начать действовать, чтобы наступили изменения.
Конечно, понятно, что все хорошее, что у нас есть, в конце концов, это благословение Аллаха. Проблемы начинаются тогда, когда мы берем на себя ответственность за хорошее, ставим его себе в заслугу, а когда что-то не получается, то смотрим по сторонам, кого бы обвинить.
«Все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого» (Коран, 4:79)
«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (Коран, 42:30)
Продуктивное мышление – это «причинное» мышление. В паре «причина-следствие» мы стоим либо по одну, либо по другую сторону тире. Это зависит от нашего выбора. Успешные и продуктивные люди стоят на стороне причины. Они верят, что несут ответственность за все, что происходит в их жизни. Так это или нет, на самом деле, не имеет значения. Важно только то, придает ли их мнение им сил, или нет.
Независимо от того, правда ли то, во что мы верим, наши убеждения действуют как фильтры возможностей. Они определяют, что мы позволяем себе испытать в жизни, а что отфильтруем как невозможное. Люди, идущие по жизни на стороне причины, получают результаты. Эта убежденность дает им максимум сил создать жизнь, которую они хотят.
Но если мы считаем, что не в ответе за то, что происходит в нашей жизни, то можем повлиять на результат. Такое мышление можно назвать «мышлением следствий». Человек, который идет по жизни на стороне следствий всегда имеет доводы и оправдания. Он рассказывает себе истории о том, почему вещи такие, какие есть. Он возлагает ответственность на всех и вся, но не на себя, и, в результате, не контролирует свою жизнь.
Спросите себя, на какой вы стороне: причины или следствия? Быть на стороне причины – значит, искать большего. Итак, вы ищете большего, чем есть?
3. Как начать мыслить продуктивно
Сознательность: Продуктивное мышление начинается с сознательности. Помните о «промежутке» между стимулом и реакцией – многие люди вообще о нем не знают. Постоянное поминание Аллаха позволяет нам осознать, что Он наделил нас умением думать, решать и действовать.
Возьмите на себя ответственность: Совершите тауба. Покайтесь и попросите прощения за все плохое, что сделали – сознательно или нет. Вспомните молитву Пророка Юнуса (мир ему), которая позволила ему спастись:
«Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников» (Коран, 21:87)
Ищите большего: Коран напоминает, что мы сначала должны изменить себя, и только тогда произойдут внешние изменения:
«Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (Коран, 13:11)
Если в личной жизни, браке, карьере или бизнесе вы не получаете желаемых результатов, откровенно ответьте на эти вопросы:
Беру ли я на себя стопроцентную ответственность за результаты или их отсутствие?
Если нет, то почему? Обычно ответ заключается в эго и страхе: страхе не получить желаемого, страхе получить отказ, страхе перед тем, что подумают люди.
Что или кого я обвиняю, если не получаю желаемого результата?
Что я отрицаю (отказываюсь признать)?
Каким грустным мыслям я предаюсь, раздумывая, почему чего-то не смог?
Что бы я делал, если бы не было такой вещи, как поражение?
После этого приступайте к решению проблемы, действуйте. Как сказал Элдридж Кливер (Eldridge Cleaver):
«Вы либо часть решения, либо часть проблемы».
Выбирайте, чем хотите быть.
Итак, мы коснулись того, почему так важно продуктивное мышление, что это такое, как его применять и сделать частью вашей реальности: во-первых, будьте в состоянии сознательности, во-вторых, обратитесь к Аллаху, возьмите на себя ответственность за все, что сделали и не сделали, и, наконец, ответьте на несколько вопросов, которые позволят вам достичь большего.
Подготовил: Ерлан Альмен