17
Вс,
нояб

һижри

О важности правильного вероубеждения

Статьи
Объявление

В хадисе, переданном имамом Бухари от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах сказал: «О Мухаммад! Поистине, Твоя умма не перестанет спрашивать: «Что это? Кто это сотворил?»,-до тех пор, пока не скажет: «Это Всевышний Аллах создал все сущее. А кто же сотворил Аллаха?»

 

Этот хадис, который приводится в «Сахих Муслим», предостерегает нас от неуместных вопросов. Также в «Сахих Муслим» приводится хадис, в котором сказано: «Шайтан придет к однаму из вас и будет спрашивать: «Кто создал то? Кто создал это?»,-до тех пор, пока в конце-концов не спросит: «А кто создал твоего Господа? И если случится так, то пусть он просит прибежища у Всевышнего Аллаха».

Таким образом шайтан стремится зародить в сердце верующего сомнение и в конечном результате лишить его имана. По этой причине Пророк (да благославит его Аллах и приветствует), при возниковении подобных вопросов, советовал говорит: «Аманту бил-ляхи (я уверовал во Всевышнего Аллаха)». («Сахиху Муслим би шархин-Науауи»)

В другом хадисе, переданном Имамом Бухари, приводится следующий ответ Аль-Му`иры (да будет доволен им Аллах) на письмо Му`ауийа (да будет доволен им Аллах): «Я слышал, как Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) запретил задавать неуместные вопросы, бесцельно расстрачивать богатство (исраф) и сплетничать». («Аль-Адабуль-Муфрад»)

Ученые, относительно слов «…задавать неуместные вопросы», дали различные разғяснения, одно из которых гласит: «Неуместным является задавать вопрос о том, что не может иметь места в жизни, спрашивать  о том, что не касается спрашиваемого и т.п. Что же касается получения знания, то Имам Шафи`и сказал: «Одним из условий получения знаний является то, чтобы ученик не стеснялся задавать вопросы». («Аль-Адабуль-Муфрад»)

И это высказывание имама Шафи`и подтверждается следующими словами Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, лечение невежества в спрашивании о том, чего не знаешь». («Сунану Аби Дауд», 336)

Сподвижники Пророка (да благославит его Аллах и приветствует), которых можно охарактеризовать Его тенью, всегда придерживались Его наставлений. Они не задавали лишних вопросов, а на вопросы Пророка (да благославит его Аллах и приветствует) отвечали: «Это ведомо Всевышнему Аллаху и Его пророку». А если и задавали вопросы, то с одной лишь целью – познания истины и действия в соответствии с истиной.

Следующей чертой, присущей сподвижникам, было то, что они старались получить знания ради лика Всевышнего Аллаха, а не для того, чтобы спорить с кем-либо или доказывать что-либо.

В наши дни можно встретить людей, которые прочитав несколько книг, уже требуют доказательства всему и вся! Как будто то, что он прочитал отвечает на все вопросы, связанные с религией в общем. Доходит до такого абсурда, что на основе нескольких прочитанных хадисов, такой «ученый» уже выводит фатву относительно того, куда попадет тот или иной человек, в рай или в ад, кто он, мусульманин, кафир или мушрик?!

Во-первых: разве прочитанное им дает ему право затрагивать вопросы имана. Истина в том, что мы сами не может определенно сказать об уровне свего имана. Ни один разумный мусульманин не может сказать: «Мой иман именно такой, какой требуется по шариату». А по сему, не лучьше ли позаботится об уровне своего имана, чем тратить время на исследование имана других, уровень которого ведом одному Всевышнему Аллаху.

Во-вторых: насколько такое поведение отвечает требованиям шариата? Что, прочитанное им дает ему право называть себя ученым или же ставить себя на уровне ученых?!

В третьих: разве шариат, то есть Коран и сунна, требуют выносить налево и направо фатву, касающейся уровня имана других?

И в четвертых: также, как такой «ученый» требует доказательств всему и вся, можно потребовать доказательства по отношению его фатвы, касающийся степени имана других.

Есть ли хотя бы один пример того, что Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) назвал кого-либо кафиром или мушриком? Если у того «ученого» есть такое доказательство, то пусть предғявит его. И чтобы его доказательство основывалось на достоверном хадисе. Да, есть хадисы где говорится о куфре (неверии), о ширке (многобожие), рия (лицемерие) и т.п. Но нет ни одного хадиса, в котором говорится о том, что Пророк (да благославит его Аллах и приветствует), указав на кого-либо пальцем, сказал: «Он – кафир»,-или же: «Вон тот человек мушрик». И чем, после этого, можно назвать фатву «ученого», выведенного им относительно того, куда попадет тот или иной человек, в рай или в ад? Сунной нашего Пророка (да благославит его Аллах и приветствует) или бид`атом?!

В христианстве есть такое понятие, как «отречение от церкви», что по сути означает отречение от христианства. В Исламе такого понятия нет! То есть, Ислам не дает человеку права исключать кого-либо из числа верующих. Если так, то пусть тот, кто выводит фатву, относительно того, принадлежит ли кто-либо к умме нашего пророка Мухаммада (да благославит его Аллах и приветствует), подумает, к чьей сунне относится его действия?

И да наставит нас Всевышний Аллах на путь истины! Аминь!

 

Абдуссамад Махат

Поделиться: