Нетерпимость часто становится частью религиозности людей, которые не совсем понимают суть религии. Для них быть религиозным – значит противостоять кому-то, ненавидеть кого-то, преследовать.
В оправдание своего поведения они могут приводить доводы из Корана и Сунны, обычно без учета контекста и в целом основной миссии ислама – воспитания высокой нравственности. К тому же, не удивительно, что для таких людей характерна некоторая заносчивость и высокомерие, основанные на убеждении, что именно они находятся на пути истины.
Но так ли это? Коран приводит аяты, которые заставят пошатнуться высокомерие и убежденность в своей правоте любого верующего человека, если он способен на какие-то размышления. Один из них – это аят суры «Аль-Бакара», в котором говорится:
«И среди людей [есть] такие, которые говорят: «Мы поверили в Аллаха и в Судный День». Но они не верующие [а лицемеры, скрывающие в душе неверие]» (аят 8).
В толковании говорится: «Всевышний поведал о лицемерах, которые ведут себя, как мусульмане, хотя в душе остаются неверующими. Следует знать, что под лицемерием подразумевается показное благочестие, за которым скрывается зло и нечестие. Это определение распространяется не только на лицемерие в воззрениях, но и на лицемерие в поступках, о котором посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Лицемера выдают три качества: если он рассказывает о чем-нибудь, то лжет; если обещает что-нибудь, то не сдерживает обещания; а если ему оказывают доверие, то он не оправдывает его».
В другой версии хадиса говорится: «Истинным лицемером является тот, кто объединил в себе следующие четыре качества: если ему оказывают доверие, то он не оправдывает его; если он рассказывает о чем-нибудь, то лжет; если он заключает с кем-нибудь договор, то поступает вероломно; если же он препирается, то ведет себя непристойно».
И еще один аят из этой суры: «Они пытаются обмануть Аллаха и верующих. Но [в действительности они] не обманывают никого кроме себя [хотя] и не осознают [этого]» (аят 9).
Другими словами, человек может быть убежден в своей вере, считать себя верующим, но не являться им на самом деле. Только Всевышний, являющийся Всезнающим и Всевидящим, может оценить степень веры и ее наличие в сердце человека.
Если говорить об этом с точки зрения психологии, то здесь речь идет о бессознательном – о той части психики, которая не осознается человеком, но влияет на него. Бессознательное похоже на манипулятора, которого не видит марионетка, но подвергается его влиянию и действует по его указке.
Точно так же бессознательное может диктовать человеку его поступки и слова, которые могут выглядеть как слова верующего, но значит ли это, что они продиктованы именно верой, а не желанием выгоды, желанием быть принятым или наоборот отличаться, или может эти слова и поступки – средство для того, чтобы похвастаться перед другими и «выиграть» право осуждать и критиковать других?
Человек может даже не подозревать своих истинных намерений, поэтому этот аят является ясным предупреждением от «религиозного высокомерия» и «праведного осуждения».
«И когда им говорят: «Не совершайте зла [проявляя неверие и пытаясь отвратить людей от веры]», они отвечают: «Мы только устанавливаем порядок». Знайте же, что они и есть совершающие зло, но сами не осознают [этого]» (аяты 11-12).
В продолжении этих аятов о лицемерах говорится, что они убеждены в том, что именно они совершают благое, но по сути они находятся в заблуждении и не понимают этого. Застрахован ли кто-либо от подобного состояния? Нет. «Скажи [о Мухаммад]: «Каждый человек [из нас и из вас] действует по-своему. Ваш Господь знает, кто идет самым верным путем»» (сура «аль Исра», аят 84).
Каждый человек самостоятельно делает выбор, определяет свои убеждения, дела – в общем, направление своей жизни. Да, кому-то его выборы приносят больше радости и приятных результатов. Чей-то выбор отражается горечью и сожалением. Чей-то путь выглядит путем праведника, а чей-то – напротив, нечестивца. Несмотря на внешний облик дел человека, никто не может знать его положения перед Творцом.
Вспомните хадис о трех людях, которые первыми попадут в Ад: благотворитель, шахид и ученый. Все трое занимались благовидной деятельностью, все трое были героями в глазах окружающих, всех троих наверняка ставили в пример остальным «грешникам» и «нечестивцам». Но что получилось в итоге? Из-за своих намерений и обмана себя и других им уготована горькая участь.
Конечно, преступники, при условии, что их преступление ясно доказано и не подлежит сомнению, должны быть наказаны без ненависти. Но все же, этот аят служит еще одним напоминанием, что только Творец является объективным свидетелем и судьей наших дел, намерений, сердец и только Ему известно, кто ближе к Нему, кто искренней и благодарней. Независимо от внешних признаков и человеческой оценки.
Ася Гагиева
Источник: dumsk.com