Многовековая история Казахстана отличается расцветом городских центров, в которых протекали важные духовные процессы. Она получила свое отражение в значительных памятниках материальной и духовной культуры, созданных на территории нашей страны.
Среди них особое место занимают письменные источники по Исбиджабу (ныне Южно-Казахстанская область) и его округе. Они обладают большим потенциалом для изучения проблем духовной сферы средневекового общества. В современном Казахстане, как и в любом цивилизованном обществе, история ислама имеет особое значение в качестве важнейшего интеграционного фактора в процессах строительства и развития национальной и гражданской идентичности.
Большинство исторических памятников, которые здесь представляют собой своеобразный музей под открытым небом, сосредоточены в основном в устьях и вдоль берегов водных артерий. Одним из них является город Исбиджаб, расположенный в междуречье Ак-Су и Сайрам-Су. Широкие археологические изыскания в Казахстане, особенно в городе Исбиджабе (ныне руины этого города находятся на территории Южно-Казахстанской области) значительно расширили научные представления по истории культуры и религии. Между тем, ранее известный по письменным источникам древний историко-культурный район Исбиджаб длительное время оставался без должного внимания со стороны археологов, религиоведов и историков мусульманского периода.
Творчества Баха’ад-дина Абу-л-Маʻали Мухаммада ибн Ахмада ал-Исбиджаби, выходца из средневекового Исбиджаба. Его труд «Шарх Мухтасар ал-Кудури», остающийся до сих пор в рукописи, оказал существенное влияние на дальнейшее развитие мусульманского права (фикх) в Центральной Азии и во всем мусульманском мире. Он, наряду с общеисламскими положениями, сохранил в себе для ХІІв. детали и многочисленные примеры местной духовной и культурной жизни, норм социальной, экономической жизни локального общества, быта, традиций населения всей Центральной Азии, и Исбиджаба в частности. В этом отношении рассматриваемый труд служит ценным и достоверным источником для истории культуры Казахстана.
На основе данных сочинения по шариату (положения ислама) Баха’ ад-дина ал-Исбиджаби проанализированы основные черты региональной формы бытования ислама в средневековом Казахстане и Центральной Азии, история развития мусульманского права (фикх), сущность и основные черты религиозной политики государства Караханидов (382–607/992–1211) в Центральной Азии.
Выявление и введение в научный оборот новых письменных памятников в исламской науке создает надежную источниковую базу для изучения деятельности ведущих богословов этого региона. Всё большую роль в жизни государства играли крупные городские центры, в которых концентрировались ведущие факихи и ‘улама’. Через изучение богословской среды той эпохи становится возможным исследование религиозной политики Караханидов. Как известно, в результате распространения ислама в данном историко-культурном регионе начали формироваться региональные мусульманские общества. Древние цивилизации, включившись в духовную жизнь мусульманского общества, привнесли в эту религию свои религиозно-этические представления, правовые нормы, обычаи и культурные традиции. Различные сегменты мусульманского мира адаптировались к исламу не одновременно и с не одинаковой степенью глубины. В конечном итоге это привело к тому, что ислам приобрел специфические черты, отличающие одну региональную форму своего бытования от другой. Процесс «освящения» исламом местных традиций, правовых норм и превращения его в «свою» религию связан с формированием местного сословия религиозных авторитетов и сложением местных духовных центров.
В силу специфики ислама ключевая роль в этом процессе принадлежала мусульманским богословам и законоведам (факихам). Согласно одной из основных идей ислама, существует единый мир, который должен жить по священному религиозному закону, ниспосланному Богом в Коране, воплощенному в сунне пророка Мухаммада и истолкованному в фикхе – своде наук о принципах и правилах жизни мусульманской семьи и общины. В трудах ведущих ученых того периода нашли свое отражение различные проявления политической, экономической, социальной и культурной жизни Казахстана и Центральной Азии периода династии Караханидов. Одним из таких трудов является сочинение Баха’ ад-дина Абу-л-Маʻали Мухаммада ибн Ахмада ал-Исбиджаби.
Исбиджаб в мусульманский период своей истории стал важным центром в области науки, образования и религии. Этот город стал пристанищем для многих ученых, философов, богословов и правоведов. Имена множества из числа этих лиц зафиксированы в таких трудах историко-биографической литературы (табакат, тараджим), как «Китаб ал-камал» Абу Саʻда ал-Идриси (ум. после мухаррама 392/ноябре-декабре 1001 г.), «ал-Канд фи зикр ʻуламаʼ Самарканд» Абу Хафса ан-Насафи (ум. в 537/1142 г.) и «Китаб ал-ансаб» Абу Саʻда ас-Сам‘ани (ум. в 562/1167 г.).
Мы видим, что в Исфиджабе (Сайраме) сформировались местные традиции в области исламских наук. Богословская среда города и его округи состояла из хадисоведов, правоведов, ученых по филологии и другим наукам. Они имели тесные научные связи с такими крупнейшими научными центрами, как Фараб, Шаш, Самарканд, Бухара, Насаф и др. Эта среда дала миру множество прекрасных ученых, прославившихся своей деятельностью и оставивших прекрасные сочинения, шедервы мусульманской цивилизации.
Кайрбеков Нурлан
Наиб-имам мечети «Нур-Астана»,
PhD-религиовед, исламовед.