Ислам это одна из мировых религии, которая основывается на знаниях, ниспосланных от Всевышнего Аллаха – Священного Корана и Прекрасной Сунны нашего любимого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Вмести с этим нужно сказать, что Ислам всегда приветствовал добрые и нравственные соответствующие шариату (положения религии ислама) традиции и обычай народов, которые становились мусульманам. Эти традиции, обряды и обычай со временем превращались в исторические особенности и ценности мусульманской уммы (народа).
В Исламе говорится, что род человечески создан разными народами и племенами. Когда люди знакомятся между собой, среди них выстраиваются хорошие добрые взаимоотношения.
Всевышний Аллах в Священном Коране, в суре Хужурат так говорит:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
«О люди! Воистину, Аллах создал вас из мужчины и женщины и сделал вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий»[1].
Выдающийся ученые Ислама муфассиры (комментаторы Священного Корана) такие как – Мухаммад ибн Джарират-Табари и Абу Бакр ибн аль-Араби в комментарии к этому аяту приводят следующее – люди созданы народами и племенами, а у каждого народа есть свои отличительные качества – это история, культура, язык, традиции. Если вы попали жить к людям другой национальности, вы должны уметь их уважать и сохранять с ними толерантные отношения.
В Ханафитском мазхабе (школе) ученые говорят, что многие традиций и обычай народов, живущих на территории Центральной Азий и Казахстана соответствуют положениям и нормам шариата Ислама. Но нужно отметить, что есть и такие традиции, которых нужно остерегаться.
Во основном традиции казахского народа во многом перекликались с требованиями шариата и назиданиями ислама. К одним из таких простых обычаев казахского народа можно отнести «Беташар». К сожалению некоторые мусульмане, считают его не допустимым в своих суждениях. Но ведь этот обряд казахов можно на прямую связать с шариатом Ислама. Ведь девушка, приходя в дом мужа начинает свою жизнь с знакомства с его близкими и родными. Это у казахов делается специальными торжественными обрядами и это совершалось с учетом мнении ученых богословов и правоведов ислама в Центральной Азий и Казахстана, которые приводили свои суждения в соответствии положениями шариата имама Агзам Абу Ханифы – выдающего муджтахида шейх ислама (ученного ислама).
В суждениях ученых Ханафитского мазхаба – не большой поклон невестки делается с намерением уважать родственников мужа, среди которых также находится отец и мать мужа. А уважительное отношение к родителям и близким предписано в шариате ислама.
Обратите внимание на то, что некоторые мусульмане не оправданно относят этот обряд к проявлению ширка (многобожья), не обращая внимание на ее намерение, буквалисты или фанаты видят только ее поступок (движение).
А вед Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) нам сказал в своем хадисе, который сообщается от повелителя правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) как он передал: "Я слышал, как Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)» - этот отрывок из хадиса говорит, что все дела и поступки определяется по намерениям человека. И здесь есть мнение многих ученых, которые в своих комментариях к этому хадису, говорят, что нужно всегда обращать внимание на намерение человека.
- Халифа Алтай. Құран Кәрим қазақша мағына және түсінігі. Фаһд Патшаның Құран Шәриф баспасы. Перевод смыслов Священного Корана, сура «Хужурат», 13аят.
- Священный Хадис передал Имам Мухйиддин Абу Закарийа Яхийа ибн Шараф ан-Науауй, от Абу ХафсУмар ибн ал-Хаттаб.
Кайрбеков Нурлан.
Наиб-имам мечети «Нур-Астана»,
PhD-религиовед, исламовед.