Станет ли задаваться вопросами и искать ответы тот, кто считает, что живет и поступает правильно? Уверенность в собственной правоте расслабляет, усыпляет и обольщает.
Словно предостерегая нас от этих качеств, Всевышний приказывает нам в каждой молитве просить: «Веди нас прямым путём». И мы молим Его не просто указать нам на этот путь и разъяснить опасности, подстерегающие нас на нём, а взять за руку и провести по нему, защитив от обольщения мирскими прелестями, от козней наших врагов и от нас самих. Разумеется, такого внимания и заботы удостаиваются лишь те, которые сами шагают навстречу Господу. Когда Он желает чего-нибудь, то создает для этого причины, и если Он желает человеку добра, то помогает ему изучить религию и разобраться, что приносит пользу, а что вредит и губит. И вот здесь человека подстерегает его лютый враг.
Изгнанный из рая, он принес великую клятву, что будет вводить потомков Адама в заблуждение и соблазн. Он сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоём прямом пути, а потом буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты увидишь, что большинство из них неблагодарны» (сура 7 «Ограды», аят 17).
Одних шайтан заставляет усомниться в будущей жизни, других прельщает земными удовольствиями, третьих запутывает в вопросах религии, четвертым приукрашивает совершение дерзких грехов. И среди силков, которые он расставляет для верующих, — сомнения относительно полезности мирских знаний и успеха в нашей земной жизни.
Когда шайтану не удается соблазнить верующего мирскими усладами, он пытается ввергнуть его в противоположную крайность и говорит: «Для чего тебе мирские знания, если они отвлекают тебя от изучения Корана и мешают познавать Аллаха? Они останутся здесь, как и всё, что ты можешь приобрести благодаря им. И разве ты не веришь, что Аллах прокормит тебя, если ты будешь правильно поклоняться Ему? Как же мало ты уповаешь на твоего Господа…»
Шайтан подкрадывается к сердцу верующего постепенно, чтобы не спугнуть его, один за другим разрушая бастионы веры. Он выращивает в его душе семена лености, небрежности, неряшливости, безответственности, безразличия, попустительства. Он ласкает его сердце нашептываниями о том, что благодаря своему поклонению он лучше тех, которые в поте лица трудятся ради тленных мирских благ; их жалкие старания не принесут им пользы и не спасут их от мучений.
В результате молодые мусульмане, поддавшись искушению стать самыми правильными, оставляют учёбу в вузе и проводят дни напролет в кругу собратьев, рассуждающих о пользе религиозных наук, но плохо разбирающихся в том, как нужно постигать их. Они вырастают в старших братьев, которые в лучшем случае занимаются мелким предпринимательством и тоже проводят свои дни в джамаате, уделяя мало внимания своим семьям. Плохие мужья, плохие соседи, никчемные работники, своим поведением они отталкивают от ислама людей размышляющих, образованных, целеустремленных.
Малограмотные люди были всегда, но ещё полвека назад они стыдились своей неграмотности и уважали людей образованных, а сегодня некоторые из мусульман гордятся тем, что они не доучились и тем самым они формируют неправильный образ мусульманина.
Тревожно от того, что однажды — и такой день наступает для многих — шайтан подберётся к ним с другой стороны и покажет, как непривлекателен избранный ими путь. И сделает он это, когда рядом не будет человека, способного подставить плечо и удержать от падения. «Поистине, шайтан оставляет человека без поддержки» (сура 25 «Различение», аят 29).
Ислам предостерегает от праздности и безделья, порицает невежество и леность, призывает учиться, работать и делать наилучшим образом всё, за что берёшься. Предостерегая от обольщения земными благами, Коран запрещает пренебрегать нашей мирской долей и возлагает на нас ответственность за благоустройство земли и поддержание на ней порядка. Хорош не тот верующий, который бежит от этого мира, а тот, который использует его для совершения праведных дел и приближения к Аллаху. И правдивый человек, который много трудится, помогает бедным и защищает слабых, приносит намного больше пользы, чем богомолец, который едва способен прокормить себя и своих домочадцев.
Вот только уберечься от искушения богатством и устоять на срединном пути безмерно трудно. Оттого и просим мы Всевышнего вести нас прямым путём, не предоставляя самим себе и не оставляя один на один с нашими врагами.