Вопрос: Ассаламуалайкум. Какое существует религиозное постановление (хукм) в отношении намаза таравих?
В словаре это понятие означает «расслабление, отдых». Среди мусульман же под таравихом понимается дополнительное богослужение во время Рамазана, которое совершается между намазами иша и фаджр. Прошу разъяснений. Тамерлан.
Ответ: Уа алайкум ассалам. В арабском языке слово «таравих» является множественным числом слова "тарвиха", которое в свою очередь является отглаголенным именем предназначенным для количества. Лексически это слово означает отдых. Или состояние в положении сидя, во время которого молящийся отдыхает после исполнения четырёх ракаатов. Затем это название перешло и на сами ракааты, и это в риторике арабского языка связано с необходимостью отдыха каждые четыре ракаата.
По терминологии же факихов «таравих»- это молитва из двадцати ракаатов, которая исполняется установленным образом после ночной молитвы, только в месяц Рамазан и называется "молитвой выстаивания Рамазана».
Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) читал этот намаз джамаатом вместе с сахабами, однако заметил, что они начали считать таравих-намаз фардом. Тогда он удалился и стал совершать это богослужение в одиночестве [1]
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи»[2]
Отсюда принято считать, что таравих-намаз является Сунной-муаккада как для мужчин, так и для женщин. Учёные-факихи едины во мнении, что молитва "таравих" является личностной обязательной сунной как для мужчин так и для женщин.
Напомним, что под этим термином подразумеваются деяния, которые Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал постоянно, за исключением редких случаев. Но эти поступки не относятся к разряду обязательных, как фарды и ваджибы. Невыполнение этого вида Сунны не влечет наказания, но порицается.
Мусульманам разрешено совершать таравих-намаз в четыре ракаата и давать салям, однако приветствуется давать салям через каждые два ракаата. В течение этого богослужения разрешено садиться и отдыхать после каждых четырех ракаатов. Однако во время паузы считается благом произносить тахлиль – ля илляха илля Аллах – и салаваты Пророку (да благословит его Всевышний и приветствует).
Всевышний Аллах знает лучше.
[1] (Бухари, «Салятут-таравих», 1; Муслим, «Салятуль-мусафирин», 177 – 178).
[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8901, «сахих».