26
Чт,
дек

һижри

Что будет с детьми, умершими до прихода ислама?

Вопрос–Ответ

Вопрос: Как правильно понимать следующий хадис:   Сподвижник Салям ибн Язид аль-Джуфи (радыАллаху анху) рассказывает: «Мы с моим братом пришли к Пророку (мир ему и благословение) и сказали ему, что наша мать скончалась во дни джахилийи; она поддерживала родственные узы, принимала гостей, совершала много благих дел, но она похоронила заживо нашу сестру, которая была маленькой (не достигла возраста совершеннолетия). Пророк (мир ему и благословение) ответил:   «Тот, кого похоронили и тот, кто хоронил, в Аду, только если Ислам не достиг того, кто похоронил своего ребенка заживо, и он не принял Ислам».

Ответ: Вышеприведенный хадис записан в сборнике Насаи, в Муснаде Ахмада и в сборнике Муджамуль Кабир, хадис 6319

Алляма Хайтами считал данный хадис достоверным (Маджмау з-Зауаид, т. 1, с. 119). Прежде чем объяснить данный хадис, следует отметить, что большинство факихов считали, что дети неверующих попадут в Рай (так же, как и дети мусульман) (Фатхуль Бари, объяснение к хадису 1385).

Следующие хадисы подтверждают это мнение:  

«…Я видел высокого мужчину в Раю, это был пророк Ибрагим (мир ему), вокруг него находились дети, которые умерли в состоянии фитры (до достижения возраста совершеннолетия). Некоторые сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха, а что же будет с детьми многобожников?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Там были и дети многобожников» (то есть, они также будут в Раю). (Сахих Бухари, 7047)

Передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:    «Пророки, мученики за веру, младенцы и дети, которые были похоронены заживо, будут в Раю» (Сунан Абу Дауда, 2521; Муснад Ахмада, т. 5, с. 58 с надежным иснадом. См. Фатхуль Бари, комментарии к хадису 1385).

Абу Хурайра (радыАллаху анху) передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:    «Каждый ребенок рождается в состоянии фитры (естественной склонностью к единобожию), и только родители делают из него иудея или христианина…» (Сахих Бухари, 1385, Сахих Муслим, хадис 2658)

Сподвижник Ибн Аббас (рады Аллаху анху) сказал:   «Дети многобожников будут в Раю; все, кто утверждают, что они окажутся в Аду, заблуждаются». И затем он прочитал аят: «И похороненную заживо спросят – за какое преступление она была убита?». (Тафсир Ибн Аби Хатима, Тафсир Ибн Касира, сура 81, аят 8-9).

Как разрешить данное внешнее противоречие? Алляма Мунави, рахимахуллах, объясняет:   «В данном хадисе используются арабские слова «аль ваида» и «аль маууда» (которые обычно переводят как «тот, кто хоронит» и «похороненный»). Однако, у арабов было принято, что в то время, когда мать рожала ребенка, другая женщина выкапывала яму и стояла рядом с ней (с этой ямой) в это время. Если рождалась девочка, эта женщина брала ребенка и заживо хоронила ее. Таким образом, слово «аль-ваида» относится к этой женщине, а «аль маууда» - матери, чей ребенок был похоронен заживо». (Фаидуль Кадир, т. 6, с. 480).

Возможно, что хадис в вашем вопросе относится к тому периоду, когда Пророк (мир ему и благословение) придерживался мнения, что такие дети будут вместе с родителями в Аду. Позже, после ниспослания откровения, он мог изменить свое мнение.   Имам Абдурраззак ас-Санани, рахимахуллах, передает следующее слабое сообщение, которое поддерживает эту точку зрения:

"Аиша (радыАллаху анха) сообщает, что сподвижница Хадиджа (радыАллаху анха) спросила Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о детях неверующих. Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Они будут с их родителями" (т.е..в Аду).   Через некоторое время она снова задала Пророку (мир ему и благословение) тот же вопрос. На этот раз он ответил: «Аллах лучше знает, где они будут».   Сподвижница Хадиджа (радыАллаху анха) далее говорит:   «После того, как Ислам стал сильным, и был ниспослан аят: «Никто не должен нести ответственность за грехи других», я задала этот вопрос в третий раз, на этот раз Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Они (эти дети) умерли в состоянии фитры» (т.е. в Исламе), и затем он сказал: «Они будут в Раю».

(См. Фатхуль Бари, комментарии к хадису 1385)   Некоторые комментаторы считали, что хадис в вопросе имеет частный смысл и не является общим правилом. (Шарху т-Тыби, Миркат; См. комментарии к Сунану Абу Дауда шейха Мухаммада Аввамы, том 5, с. 301)

 

 

Источник: Azan.kz

Поделиться: