26
Чт,
дек

һижри

В чем смысл обмывания тела покойного перед захоронением?

Вопрос–Ответ

Вопрос: В чем смысл мытья тела покойного? Вопрос от Омара.

Ответ: Основной причиной, по которой обмывается тело покойного, является то значение, которое ислам придает человеку. Человек, который при жизни, повинуясь повелению Аллаха Всевышнего, совершал малое и большое омовение, и в свой последний путь должен отправиться чистым, это является проявлением уважения к нему. Обмывание умершего мусульманина, завертывание его в саван и совершение по нему погребальной молитвы, является фардом-кифая[1] для живых мусульман.

Если один или несколько мусульман выполнят эту обязанность, то со всех остальных эта ответственность будет снята. Но если никто не сделает этого, то в этом случае все будут нести ответственность за невыполнение. Мытье покойного и завертывание его в саван, имело место и в прежних шариатах.

В одном из риуаятов, переданных Убай ибн Каабом сообщается, что когда умер Адам (алейхи салям), ангелы снизошли на землю с саваном и благовониями из Рая. Они обмыли его тело, умастили тело благовониями и завернули в саван. Затем совершили по нему погребальную молитву, положили его в могилу и закопали. А затем, обращаясь к сыновьям Адама (алейхи салям), сказали: «О, сыны Адама! То, что мы сделали, является вашей сунной и вашим шариатом. Отныне, когда кто-либо из вас умрет, совершайте похоронный обряд так, как вы это видели». Начиная с Адама (алейхи салям) и до сегодняшнего дня во всех божественных религиях к умершим применяют одни и те же похоронные ритуалы.

Например, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), являющийся проповедником последней божественной религии, которой является ислам, говорил о том, что обмывание тела покойного является его последним правом, которое должны выполнить живые, и обучал своих сподвижников тому, как следует делать это. Сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: Кто омоет покойного и сокроет его изъяны, тому будет Божье прощение сорок раз.[2]

 Вследствие этого повеления все имамы-муджтахиды единодушны в мнении о том, что обмывание тела покойного и завертывание его в саван являются фардом-кифая для мусульман. Мы прибегаем к защите Аллаха от того, чтобы предстать перед Ним с обмытыми телами, но не обмытыми покаянием душами, будучи чистыми физически, но грязными духовно.

 

[1].Фард аль-кифая – это коллективная обязанность, возложенная на всю умму, предписание, которое является обязательным для мусульман в целом, и если достаточное количество мусульман выполняют эту обязанность, то остальные мусульмане освобождаются от нее. Например, если какая-то часть общины совершила похоронную молитву (намаз-джаназа), то другой части совершать это не обязательно.

[2]. Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 615, хадис № 928, «сахих»

По материалам "islam-today"

Поделиться: