Вопрос: Какое отношение было у имама Малика (да смилуется над ним Аллах) к аяту Корана, в котором говорится об «истауа»?
Ответ: Это немаловажный вопрос, и на сегодняшний день очень актуальный среди молодого поколения мусульман. Вот сам аят:
الرَّحْمَنُ عَلَى العَرْشِ اسْتَوَى
Смысл: «Милостивый (Аллах) истауа (вознесшийся) над троном (Арш)» (сура «Таха», 5 аят).
Лексических значений у слова «истауа» много – около девяти, а некоторые говорят, что оно имеет около семнадцати смыслов. Но в коранической науке, как мы знаем из аятов Корана, есть множество аятов, которые нельзя переводить буквально, смотря на лексическое значение.
Но есть группа людей, которая отошла от истины и переводит это слово буквально, выбирая тот перевод из возможных девяти, который им в угоду. Например, Аллах в Коране сказал:
الرَّحْمَنُ عَلَى العَرْشِ اسْتَوَى
Переведя этот аят буквально, некоторая группа мусульман говорит: «Аллах находится на небе», «Аллах сидит или утвердился над Троном», «Аллах над своим Троном» и т.д. То есть придают место, ограничение и телесность Аллаху, уподобляя Его творениям.
А что же говорит на это один из истинных имамов сунны имам Малик?
Джафар ибн Абдуллах рассказал: «Мы были возле имама Малика ибн Анаса. Пришел человек и сказал: «О, Абу Абдуллах (Малик) [в Коране сказано]:
الرَّحْمَنُ عَلَى العَرْشِ اسْتَوَى
«Милостивый (Аллах) над Аршем (Троном) истауа», как Он (Аллах) Истауа?» Имам Малик (да смилуется над ним Аллах) задумался, сжал в руку трость, он покрылся потом, а далее поднял голову и сказал:
الكيف منه غير معقول ، والاستواء منه غير مجهول ، والايمان به واجب ، والسؤال عنه بدعه ، واظنك صاحب بدعة ، وأمر به فأخرج
Смысл: «Форму невозможно уразуметь (понять, представить), «аль-Истауа» не безызвестно (то есть «истауа» существует, как сказано в Коране), верить в это (истауа) обязанность, расспрашивать о нем (истауа) – нововведение «бида». [Далее имам Малик сказал]: «Я думаю, ты являешься нововведенцем (мубтади)». Потом имам повелел, и его выдворили (выгнали от имама)».
Из ответа имама видно, что он даже не прокомментировал слово «истауа», а повелел уверовать так, как написано в Священном Коране, без представления, без придания формы, места и направления. Этот риуаят имама Малика является достоверным, и нет в этом сомнения.
Эту историю привели от Джафара ибн Абдуллаха:
1) Абу Нуайм в своей книге «аль-Хилья», 6 том, 326 стр.
2) Аль-Лаликаий в «Шарх Сунна», 3 том, 497 стр.
3) Ас-Сабуний в книге «Акыда ас-Саляф Асхабиль хадис», стр. 17-18.
4) Ад-Даримий в книге «ар-Радд аляль джахмия» немного другими словами.
5) Имам аш-Шафии сказал: «Истауа без образа, я верю в это без уподобления, и не вникаю в смысл, и сдерживаю себя от углубления в это», Такиюддин аль-Хисни, «Даф`у шубах ман ташаббаха уа тамаррада», c. 18.
6) Имам аль-Байхакий (да смилуется над ним Аллах) эту историю привел от Абудуллаха ибн Вахба в своей книге «аль-Асма уа ас-Сыфат», стр. 408. И т.д.
Большое количество ученых посчитали цепочку рассказчиков этой истории «Сахих» (достоверным). Ибн Хаджар аль-Аскаляний (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Фатх аль-Барий» (13 том, 406 стр.): «Цепочка передавших эту историю «джайид» (то есть достоверна)». Также посчитал достоверным это предание имам аз-Захабий.
А Всевышний Аллах знает лучше!