25
Ср,
дек

һижри

Хадж (таматту’): пошаговое руководство

Хадж

Дорогие братья и сестры! Приближается наступление месяца Зуль-хиджжа, в первые десять дней которого верующие отправляются в благословенную землю Мекки для совершения пятого столпа Ислама – хаджа. Предоставляем вашему вниманию статью с пошаговым руководством по совершению хаджа – для напоминания правил хаджа и облегчения его совершения для паломников. Пусть Всевышний Аллах исправит намерение, облегчит путешествие и примет хадж всех, кто в этом году собирается посетить священные для всех мусульман земли.

1-ый день

1-е утро: после совершения фаджр-намаза. Вы находитесь в Мекке после завершения умры и начинаете готовиться к совершению хаджа. Если вы не находитесь в Мекке, посоветуйтесь с руководителем вашей группы или с ученым, как войти в состояние ихрама.

  1. Вхождение в состояние ихрама

Совершите вхождение в ихрам так же, как вы сделали это для умры.

Соблюдайте правила очищения (ритуальной чистоты).

Наденьте на себя два куска белой материи (ихрам)

Совершите два ракаата суннат-намаза (если только это не время, когда совершать намаз нежелательно (макрух)) и сделайте намерение на очищение от грехов.

  1. Намерение и тальбийя

Совершите намерение на хадж, сказав: «О, Аллах! Я намереваюсь совершить хадж, так что облегчи его для меня и сделай его легким для меня».

Сразу же после произнесения намерения произнесите тальбийю – вслух, шевеля губами и языком, а не только мысленно, в сердце.

«Лабайк, Аллахумма лабайк. Лабайк лаа шарика ляка лябайк. Инналь хамда ва ни'мата ляка валь-мульк. Ля шарика ляк».

Перевод: «Вот я перед Тобою, Господь, вот я перед Тобой. Нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой. Поистине, вся хвала и благословения, так же, как и господство, принадлежат Тебе. Нет у тебя сотоварища».

Считается настоятельной сунной (сунна муаккада) произносить эти слова, при переходе из одного состояния (какого-либо действия) в другое – утром и вечером, ложась и вставая, уходя и приходя, встречаясь и расставаясь с кем-то, приступая к делу и оканчивая его, поднимаясь и спускаясь (откуда-то).

Мужчины произносят тальбийю громким голосом, а женщины, наоборот, тихим. Находясь в состоянии ихрама, избегайте всего, что его нарушает. После вхождения в ихрам, проследуйте в долину Мина для совершения зухр-намаза.

Полдень-вечер:

 

  1. Пребывание в Мине

Оставайтесь в Мине до наступления фаджра следующего (2-ого) дня. Не проводите время впустую – займите себя ибадатом (поклонением) и совершайте больше дуа.

2-ой день

Утро:

  1. Такбир ат-ташрик

После совершения намаза фаджр, начинайте произносить такбир ат-ташрик в течение 23-х намазов: от намаза фаджр 9-ого дня зуль-хиджа до намаза аср 13-ого дня зуль-хиджа. Прибыв в долину Арафа, достигнув его прежде наступления времени заваль (когда солнце начинает клониться к западу). Время вукуф (остановки, стоянки на Арафа) начинается после времени заваль.

«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илляЛЛах, ваЛЛаху акбар, Аллаху Акбар уа лиЛЛяхуль-хамд».

«Аллах велик, Аллах велик, нет божества, кроме Аллаха, Аллах велик, Аллах велик, Аллаху принадлежит хвала».

Полдень-вечер:

  1. Пребывание на Арафа

Зухр и аср намазы следует совершать во время времени зухр в мечети Намира (на Арафа) за имамом, в противном случае, каждый намаз нужно совершить в его время. Вукуф (пребывание) на Арафа есть самая важная часть хаджа. Старайтесь, чтобы ваше время не проходило напрасно. Совершайте как можно больше дуа.

Произносите следующие суннат-азкары:

- 100 раз шахада,

- 100 раз сура аль-Ихляс,

- 100 раз салават Ибрахима (прибавляя слова «ва аляйна маахум» в конце каждого салавата).

3-я ночь (после намаза магриб):

Проследуйте в Муздалифа:

После захода солнца отправьтесь в Муздалифа, не совершая намаз магриб.

В Муздалифа совершите магриб совместно с намазом иша во время намаза иша.

Соберите 70 камешков для бросания в джамарат для следующего дня. Следует использовать только 49 камешков, если он не намеревается оставить это на шестой день. Однако, следует сохранить несколько дополнительных камешков.

3-ий день

Утро:

  1. Вукуф (стоянка, пребывание) в Муздалифа:

Совершите намаз фаджр как можно раньше (как только наступило его время) и оставайтесь в Муздалифа непосредственно до захода солнца. Вукуф (пребывание в Муздалифа) – это ваджиб.

Займитесь в это время совершением дуа и зикров.

Прямо перед заходом солнца вернитесь в Мина. Третий день (10-е зуль-хиджа) – это самый напряженный день хаджа. В это время следует совершить 5 важных действий хаджа: бросание камешков (рами), принесение в жертву животного (дамм аль-шукр), хальк (каср) – подстригание волос; таваф; са’й.

  1. Бросание камешков в Мина

После прибытия в Мина необходимо бросить камешки лишь в джамарат аль-акаба (наибольший джамарат). Бросайте по семь камешков в джамарат одновременно, произнося при этом следующие слова:

«Бисмилляхи Аллаху Акбар. Рагман ли ш-щайтан ва ридан ли р-Рахман. Аллахумма джальху хаджан мабруран ва занбан магфуран ва сайам машкура».

«С именем Аллаха, Аллах велик, порази шайтана и сделай довольным Милостивого. О, Аллах, пусть мой хадж будет принят, мои грехи прощены, мои усилия вознаграждены».

Предпочтительно использовать указательный и большой пальцы правой руки для бросания камешков. Камешки должны попасть в ограждение, в котором располагается джамарат (он же стена).

  1. Жертвоприношение

Затем нужно принести в жертву животное, это обязательное действие для хаджа таматту и кыран. Не начинайте стричь волосы до тех пор, пока не убедитесь, что ваше животное принесено в жертву.

  1. Укорачивание (сбривание) волос

После того, как вы убедитесь, что ваше животное забито, отправляйтесь сбривать волосы, хотя допустимо также укоротить их на длину одного пальца. Нужно сбрить или состричь волосы, по крайней мере, с четверти головы. Лысые мужчины должны провести бритвой по голове.

Женщины также должны состричь волосы на длину пальца с примерно четверти головы. После совершения этого действия человек выходит из состояния ихрама и может одеть обычную одежду. Для него дозволены все действия, кроме супружеских отношений (или любых любовных действий) с женой. Это дозволено лишь после таваф аз-зияра (последнего тавафа).

  1. Таваф аз-зияра

Вернитесь в Мекку для совершения таваф аз-зияра, он совершается так же, как таваф во время умры.

Таваф аз-зияра можно совершить в 10-ый, 11-ый или 12-ый день зуль-хиджа (то есть, до захода солнца 5-ого дня хаджа – 12-ого дня зуль-хиджа).

Следует также совершить два ракаата ваджиб-намаза на макам Ибрагим.

После совершения тавафа человек окончательно выходит из состояния ихрама, и ему дозволены все обычные действия.

  1. Сай (бег между холмами Сафа и Марва)

Если человек еще не совершил сай до этого, ему следует совершить его после таваф аз-зияра.

Порядок его совершения такой же, как во время умры.

Ночь с 3-его на 4-ый день хаджа

После совершения таваф и сай возвращайтесь в Мина и проведите там ночь. Это ночь 10-ого дня зуль-хиджа – третьего дня хаджа.

4-ый и 5-ый день хаджа

Полдень-вечер:

  1. Бросание камешков в джамарат

В оба эти дня следует бросить камешки во все джамараты, начиная с самого малого и оканчивая самым большим.

Каждый джамарат следует поразить семью камешками таким же образом, что был описан выше.

Время для рами (бросания камешков) наступает после времени заваль. Считается нежелательным откладывать это действие до захода солнца (без уважительных причин).

Дуа (приведенное выше) следует произносить, обернувшись к кыбле, после поражения 1-ого и 2-ого джамарата, но не после 3-его. На 5-ый день следует вернуться в Мекку сразу после бросания камешков. Не следует откладывать возвращение до магриба.

Ночь (после захода солнца):

  1. Пребывание в Мина в течение ночи

День 4-ый:

Ночь этого дня следует провести в Мина.

День 5-ый:

Если кому-то придется оставить Мекку, тогда ему следует отправиться перед магрибом. Считается макрух оставлять Мекку после захода солнца без бросания камешков в 6-ой день. Не дозволяется оставлять Мекку, не совершив бросание камешков в 13-ый день зуль-хиджа, если отправление пришлось отложить до фаджра (6-ого дня).

Таваф аль-вида

Перед тем, как покинуть Мекку, следует совершить обязательный (ваджиб) таваф аль-вида (без вхождения в состояние ихрам и совершения сай), однако следует совершить два ракаата ваджиб-намаза в макам Ибрагим в такое время, которое не будет макрух временем для молитвы. Этот таваф необязательно совершать перед оставлением Мекки в какой-то особый день. Следует также совершать тауба и истигфар, и просить о принятии хаджа. Если у женщины наступил хайд, она извиняется за несовершение этого тавафа.

Поделиться: