Вопрос: Может ли кто-либо поститься в день айта, если он вознамерился поститься в этот день (назр) или поклялся, что он будет поститься в день айта?
Ответ: Пост в день айта является макрухом тахрим.
Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) сказал:
إنّ رَسُولَ الله صلى الله عليه وسلم نَهَى عنْ صِيَامِ هَذَيْنِ الْيَوْمَيْنِ: أمّا يَوْمُ الأضْحَى، فَتَأْكُلُونَ مِنْ لَحْمِ نُسُكِكُمْ وَأمّا يَوْمُ الْفِطْرِ فَفِطْرُكُمْ مِنْ صِيَامِكُم
«Расулуллах (да благословит его Аллах и приветствует) запретил поститься в эти два дня. Что касается поста во время Курбан айта, то в этот день вы угощаетесь мясом ваших жертвенных животных, а день Ораза айта является днем вашего разговения». (Абу Дауд)
Согласно этому хадису является макрухом пост в день Ораза айта, а также в дни Курбан айта.
Дни Курбан айта – дни ташрика. А это пять дней. В эти дни, после предписанной части каждого намаза, произносятся слова возвеличивания Всевышенего Аллаха. Поэтому эти дни называются днями ташрика.
Тот, кто сделал намерение или же поклялся поститься в эти дни, пост не соблюдает, так как выполнение намерения или же клятвы, противоречащей шариату, является грехом.
Расулуллах (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
من حلف أن يطيع الله فليطعه ومن حلف أن يعصيه فلا يعصه
«Тот, кто поклялся подчиняться Всевышнему Аллаху, пусть подчиняется, а тот, кто поклялся воспротивиться Всевышнему, пусть не грещит против Него». (Малик)
По этой причине, человек, который сделал намерение или же поклялся поститься в дни айта, в другие дни восполняет пост. Наряду с этим на него возлагается каффарат.
Каффарат такого намерения или же клятвы – освобождение раба или же угощение десяти мискинов. Также вместо угощения можно одеть их. Если нет возможности таким образом возместить каффарат, то следует беспрерывно поститься три дня. Ведь Всевышний Аллах сказал:
لاَ يُؤَاخِذُكُمُ اللّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ وَلَـكِن يُؤَاخِذُكُم بِمَا عَقَّدتُّمُ الأَيْمَانَ فَكَفَّارَتُهُ إِطْعَامُ عَشَرَةِ مَسَاكِينَ مِنْ أَوْسَطِ مَا تُطْعِمُونَ أَهْلِيكُمْ أَوْ كِسْوَتُهُمْ أَوْ تَحْرِيرُ رَقَبَةٍ فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلاَثَةِ أَيَّامٍ ذَلِكَ كَفَّارَةُ أَيْمَانِكُمْ إِذَا حَلَفْتُمْ وَاحْفَظُواْ أَيْمَانَكُمْ كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
«Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, быть может, вы будете благодарны». («Аль-Маида», 89 аят)
В случае, если человек, после намерения или же клятвы им поститься в дни айта, несмотря на то, что это является макрухом, будет поститься в эти дни, это будет засчитано в качестве выполнения намерения или же клятвы. (Шархул-уикая)
Абдуссамад Махат, «Рамазан – вопросы и ответы»