Нет сомнения в том, что такое достоинство Ночи предопределения должно удостоиться внимания каждого верующего.
Имам Куртуби сказал: «В Коране изложены достоинство и величие Ночи предопределения. Достоинство времени связано с достоинствами, присущими данному периоду.
И в эту ночь ниспосылается много благ, которых лишены тысяча месяцев. Истина ведома одному лишь Всевышнему».
Поклонение в эту ночь может быть причиной прощения грехов. В хадисе, переданном имамом Тирмизи от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто постится в Рамазан с верой и надеждой на воздаяние будут прощены предыдущие грехи. И тому, кто будет молиться в Ночь предопределения с верой и надеждой на воздаяние будут прощены предыдущие грехи». («Сунанут-Тирмизи», 678)
Месяц Рамазан является бесценным даром Всевышнего, хотя бы потому, что в нем есть «Ночь предопределения», которая, как сказал Всевышний Аллах: «Лучше, чем тысячи месяцев». («Аль-Кадр», 3 аят) То есть, поклонение в эту ночь предпочтительнее поклонения, совершенного на протяжении 83 лет и четырех месяцев.
Указывая на этот факт, наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Вот и наступил для вас этот благославенный месяц. В нем есть ночь, которая лучше чем тысячи месяцев. Кто лишается его, тот лишается всего благого. А блага этой ночи лишается лишь несчастный». («Канзу Аль-`Уммаль», 24028)
По мнению ученых любое деяние в эту ночь предпочтительнее деяния, совершенного на протяжении тысячи месяцев, в которых нет Ночи предопределения.
Муджахид (да будет доволен им Аллах), относительно смысла этого аята, сказал: «Пост, намаз и совершение благого в эту ночь предпочтительнее, чем совершение их в течении тысячи месяцев».
В тафсире Ибн Аби Хатима приводится риуаят, в котором повествуется о том, что нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) были показаны деяния предыдущих общин. По причине большой продолжительности их жизни их деяния преобладали по количеству над деяниями Его уммы. И тогда Всевышний Аллах даровал нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) Ночь предопределения. (Тафсиру Ибн Аби Хатим, 10/3453)
Также Муджахид (да будет доволен им Аллах) передает, что когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал о том, что среди Бани Исраил (потомков пророка Я`куба (мир ему) был человек, который на протяжении тысячи месяце не снимал с себя оружие. То есть сражался на пути Аллаха. Услышав это верующие удивились. И тогда Всевышний Создатель ниспослал суру «Аль-Кадр». («Зад Аль-Масир», 8/287)
Именно в Ночь предопределения было ниспосылано последнее Послание Всевышнего человечеству – священного Корана.
Всевышний Аллах говорит: «Ха. Мим. Клянусь ясным Писанием! Воистину, Мы ниспослали его в благословенную ночь. Воистину, Мы всегда увещевали. В эту ночь решаются все мудрые дела, согласно Нашему повелению». («Ад-Духан», 1-5 аят)
Согласно мнению Абдуллаха ибн Аббаса, Катады, Муджахида (да будет доволен ими Аллах) и других ученых, в этом аяте, под «благословенной ночью», подразумевается «Ляйлятуль-Кадр» (Ночь предопределения).
Уже то, что Всевышний Создатель назвал эту ночь «благословенной» указывает на ее достоинство.
Именно в Ночь предопределения с Ляухуль-Махфуз, Небесной Скрижали, на которой записано предопределение всего сущего, начиная с момента его создания до последнего момента его существования, ниспосылается годичная судьба всего создания.
По мнению ученых, именно в Ночь предопределения с Ляухуль-махфуз (хранимые скрижали) ниспосылаются записи об уделе созданий, относительно чего Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Бывает так, что кто-либо может находиться среди живых, будучи записанным в числе мертвых». (То есть он может не подозревать, что час ег смерти уже близок) Затем, прочитав вышесказанные аяты («Ад-Духан», 1-5 аят), добавил: «В эту ночь определяются годичный удел бренного мира».
В Ночь предопределения на землю спускаются ангелы во главе с ангелом Джабраилем (мир ему), которые несут людям благоденствие и милость Создателя. Ангелы так же приветствуют верующих, совершающих поклонение и при каждой их просьбе произносят: «Аминь!» («Аль-Джами`у ли ахкамил-Куран»)
«В эту ночь нисходят ангелы и Дух (т.е. Джабраил) с дозволения их Господа, дабы исполнить Его веления на этот год». («Аль-Кадр», 4 аят)
Имам Ибн Касир (да будет доволен им Аллах) сказал: «В эту ночь, по причине ее бараката (благоденствия), снизойдет большое количество ангелов. Наряду с этим ангелы будут спускаться с благоденствием и милостью Всевышнего. Точно также ангелы спускаются во время чтения Корана, на собрания зикров, и ложат свои крылья под стопы стремящихся к познанию, возвеличивая их».
Что касается числа Ночи предопределения, то Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ждите наступления ночи Предопределения в одну из десяти последних нечётных ночей Рамазана». («Сахих Аль-Бухари», 1913)
Нечетная ночь последних десяти дней, это 21-ая, 23-ая, 25-ая, 27-ая и 29-ая ночь Рамазана. Но большинство ученых, основываясь на изречения Пророка (да благославит его Аллах и приветствует), указывают на то, что ночью Предопределения является 27-ая ночь Рамазана. В качестве примера можно привести хадис, переданный имамом Муслимом, в котором Абу Кагб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Всевышним! Поистине, я знаю какая ночь является ночью Предопределения. Это ночь, которую Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) приказал нам проводить в поклонении. И это 27-ая ночь». («Сахиху Муслим», 762)
Наряду с этим Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) указывал на то, что число ночи Предопределения каждый год может меняться. («Сахих Аль-Бухари», 1917/1918. «Сунану Аби Дауд», 1381)
Из сказанного выше видно, что точная дата ночи Предопределения остается тайной. И в этом мы видим мудрость Всевышнего. Ведь чем больше ночей мы будем проводить в поклонении, в надежде на то, что именно эта ночь является ночью Предопределения, тем больше воздаяний будет записано, что будет соответствовать числу прощенных грехов. Ин ша Аллах.
Что касается признаков ночи Предопределения, то:
1. Ночь бывает светлой и тихой, не жаркой и не прохладной;
2. При восходе солнце не слепит глаза своими лучами. («Муснаду Ат-Таялиси», 1/201)
3. На небе не бывает комет. (имам Табарони, 22/59)
Это основные признаки ночи Предопределения. Бывают и другие признаки. Но следует отметить, что эти признаки не постоянны, кроме одного. Это то, что при восходе солнце не слепит глаза своими лучами. Этот признак является постоянным.
В заключении хотелось бы добавить, что по мнению ученых каждый мусульманин в Ночь предопределения должен соблюдать мусульманскую этику. А именно, тело, одежда и место поклонения должно быть максимально чистым. Ведь «Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное». («Зиядату Аль-Джами`ис-Сагир», 132)
При этом следует помнить, что внешняя красота и чистота должна соответствовать внутреннему миру. А красотой внутреннего мира является благочестие, которое выражается в богобоязненности, скромности и тауба, то есть в истинном раскаянии за совершенные грехи. Ведь Всевышний сказал: «О сыны Адама! Мы ниспослали вам одежды для прикрытия ваших срамных частей и украшения для одежд. Однако одеяние благочестия лучше». («Аль-Аграф», 26 аят)
Когда мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) спросила Пророка (да благославит его Аллах и приветствует): «О, посланник Аллаха! Что мне следует говорить, если я узнаю о наступлении ночи Предопределения?»,-он ответил: «Говори: «О Аллах, поистине, Ты – Прощающий. Ты любишь прощать. Так прости же меня!» («Сунанут-Тирмизи», 3580)
И да предопределит Всевышний, чтобы мы провели Ночь предопределения в поклонении и чтобы наши поклонения и молитвы были искренни! Аминь!
Наурызбай хаджи Утпенов,
наиб муфтий ДУМК, Главный имам центральной мечети «Нур Астана»