Рамазан месяц Корана, покаяния (тауба), истигфара (вымаливания прощения Всевышнего), прощения грехов (прощения), отстранения себя от порицаемого, освобождения от ада, ожидания Ночи предопределения, прояления щедрости, искренности и рвения в поклонении, месяц обращения молитвами ко Всевышнему Создателю и принятия их Им.
Сегодня речь пойдет о наших предшественниках, о сподвижниках Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и табигинах (да будет доволен ими Аллах).
Нет сомнения в том, что они в полной мере осознавали значимость месяца Рамазан и ценность поклонения в нем. Именно поэтому они проявляли усердие в поклонении и в совершении благих деяний в месяц Рамазан. И конечной целью их искренности во время Рамазана было удостаивание лика Всевышнего Аллаха. На это указывает хотя бы тот факт, что за шесть месяцев до наступления Рамазана они молили Всевышнего удостоить их чести поститься в Рамазан, а затем на протяжении полугода молили Его о принятии их поста. Так, Абдул-Азиз ибн Аби Дауд (да будет доволен им Аллах) говорит: «Я был свидетелм того, как они усердствовали в совершении благих деяний. И после совершения их они были обеспокоены вопросом: «Примутся ли наши деяния?»
Следует заметить, что тема поклонения наших предшественников в месяц Рамазан очень обширна. Поэтому мы решили ограничиться рассказом лишь о двух моментах, касающихся этой темы.
Первый момент: Говоря о наших предшественниках в месяц Рамазан, нельзя не рассказать об их отношение к Корану в этот благославенный месяц. Так, в месяц Рамазан, многие известные личности того в основном были заняты чтением Корана. Например, Малик ибн Анас – основоположник мазхаба маликитского толка, Суфйан Саури – имам мухаддисов, Катада – известный муфассир.
Все мы знаем о том, что во время Рамазана наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уделял особое внимание чтению Корана. (Бухари, Муслим) Имеется также хадис, переданный имамом Бухари и имамом Муслимом от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и ангел Джабраил (мир ему) занимались чтением Корана ночью.
Следуя этой сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), многие сподвижники и табигины (да будет доволен ими Аллах) имелю привычку читать Коран в ночное время. И среди них было много таких, кто прочитывал Коран полность за ночь, за две или же три ночи. Например, Аль-Асуад ибн Язид, Сагид ибн Джубайр, Катада, который обычно прочитывал весь Коран за неделю, а во время Рамазана – каждые три дня. В последние же десять дней он каждую ночь делал хатм Корана.
Второй момент: Ночные бдения (киямуль-ляйл) наших предшественников.
Следует сказать, что киямуль-ляйл (ночное бдение) является обязательным качеством, присущим истинно богобоязненным рабам Всевышнего. И если люди, стремящиеся достичь благ этого бренного мира, занимаются торговлей днем, то ночное бдение является торговлей праведников, посредством которой они приобретают вечные блага потустороннего мира.
Ночное бдение – это уединение раба со своим Создателем, беседа с Ним, изложение Ему всех своих потребностей. Вот почему праведники, которые на протяжении ночи общаются со Всевышним, никогда не жалуются людям на свои проблемы. Ведь они хорошо понимают, что решение проблем в руках одного лишь Всевышнего.
Что касается достоинств ночных поклонений, то Хасан Басри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я не знаю более тяжелого поклонения, нежели совершение намаза среди ночи».
Кто-то может сегодня ночью проснуться, совершить омовение и помолиться, а затем возразить, что в этом нет ничего особенного. Но Хасан Басри не говорит об одной лишь единственной ночи в жизни, проведенной в поклонении. Может быть для нас, больше мечтающих о благах мира сего, нежели о благах мир иного, хотя бы одна ночь, проведенная в поклонении Всевышнему, и является большим достижением. Но для таких богобоязненных рабов Всевышнего, как Хасан Басри, это песчинка, капля в море. Поэтому здесь, скорее всего, подразумевается постоянство в ночном поклонении. Истина ведома одному лишь Всевышнему.
- Абу Осман Ан-Нахди (да будет доволен им Аллах) передает: «Мне не раз довелось ночевать у Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах). У Абу Хурайры, его жены и прислуги (да будет доволен ими Аллах) была привычка проводить всю ночь в бдении. Сначала, какюу-то часть ночи молился один. Затем он будил второго. Тот же, в свою очередь, помолившись, бдуил следующего»;
- когда Шаддад ибн Аус (да будет доволен им Аллах) ложился, он не мог заснуть. Затем произнеся: «О Аллах! Мысли об аде не дают мне заснуть». Затем он вставал и приступал у молитве. Так было практический каждую ночь;
- Таус (да будет доволен им Аллах) вставал среди ночи и совершал омовение... До самого расвета он сидел, обратившись лицом в сторону киблы, и произносил: «Мысль о джаханнаме прогоняет сон искренних рабов Всевышнего»;
- Ас-Саиб ибн Язид (да будет доволен им Аллах) передает: «Во время Рамазана Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) приказал Убаю ибн Кагбу и Тамиму Ад-Дари (да будет доволен ими Аллах) проводить намазы. И они читали очень длинные суры. Намазы были такими долгими, что от усталости мы опирались на палки. И мы выстаивали намазы вплоть до самого расвета»;
Абдуллах ибн Аби Бакр (да будет доволен им Аллах) передает: «Я слышал следующие слова моего отца (Абу Бакра (да будет доволен им Аллах): «Мы заканчивали тарауих намаз перед расветом, а затем торопили прислугу с сухуром, боясь наступления расвета»;
Абу Осман Ан-Нахди (да будет доволен им Аллах) передает: «Во время Рамазана Омар (да будет доволен им Аллах) назначил трех хафизов (чтецов Корана). Самому быстрому в чтении хафизу, в одном ракаате, он приказал читать 30 аятов, среднему – 25, а самому медленному – 20 аятов»;
Абдур-Рохман ибн хурмуз (да будет доволен им Аллах) передает: «Обычно хафизы прочитывали суру «Аль-Бакара» за 8 ракаатов. И если кто-то из хафизов прочитывал ее за 12 ракаатов, люди думали, что сделал облегчение»;
Нафи` (да будет доволен им Аллах) передает: «Абдуллах ибн Омар (да будет доволен им Аллах) дома проводил ночи в бдении. После ухода людей из мечети, он брал посуду с водой, направлялся в мечеть Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и выходил оттуда лишь после совершения фаджр (утреннего) намаза»;
Омар ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) передает: «Я слышал, как Ибн Абу мулькийа (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я был имамом во время Рамазана. За один ракаат я прочитывал суру «Фатыр» и другие суры, по объему схожие с ней. (сура «Фатыр» состоит из сорока аятов) И никто не считал это затруднительным»;
Имран ибн Худайр (да будет доволен им Аллах) передает: «Во время Рамазана Абу Миджляз (да будет доволен им Аллах), во время тарауиха, прочитывал весь Коран в течении семи дней»;
Абу Аль-Ашхаб (да будет доволен им Аллах) передает. «Абу Раджа (да будет доволен им Аллах) был нашим имамом в намазе. И во время Рамазана он прочитывал весь Коран в течении десяти дней».
Таково было ночное бдение предшественников. Чем не повод задуматься над вопросом: «В состоянии ли мы, нынешнее поколение мусульман, на такое?» А между тем каждый из нас мечтает попасть джаннат! Есть даже такие, кто не совершает даже предписанных поклонений, не говоря уже о дополнительных, и видит себя среди обитателей рая. В этом случае остается лишь полагаться на безграничную милость Всевышнего!
Теперь несколько слов о достоинстве ночного бдения:
Сагид ибн Аль-Мусайиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, человек начинает молиться ночью, по причине чего Всевышний озаряет его лицо сиянием (нур), в следствии чего его начинают любить все мусульмане. И каждый, кто видит его, говорит: «Воистину, я люблю этого человека».
Это слова Сагида ибн Аль-Мусайиба (да будет доволен им Аллах), господина табигинов, который на протяжении 50-ти лет совершал утренний намаз с омовением ночного намаза.
Когда у Хасана Басри (да будет доволен им Аллах) спросили: «Чего удостаиваются те, кто проводит ночи в поклонении?»,-он ответил: «Поистине, они уединяются со Всевышним, а языки их источают сияние».
Сабит Аль-Банани (да будет доволен им Аллах) сказал: «Даже если кому-либо будут свойственны все благие качества, он не может стать истинно набожным рабом Всевышнего до тех пор, пока ему не будут присущи два качества: пост и ночная молитва. Так это скелет и тело набожности».
Таус ибн Кайсан (да будет доволен им Аллах) сказал: «Кто совершит ночной намаз, прочитав в нем десять аятов, тот встретит расвет в состоянии, когда ему будет записано сто и более воздаяний».
Ибн Джаузи (да будет доволен им Аллах) сказал: «Слуха тех, кто проводит ночи в бдении, никогда не коснется упрек».
Передается, что один набожный раб Всевышнего молился до такой степени, что у него опухали ступни. И тогда он бил по ним и говорил: «О то, что приказывает мне порицаемое! Знай, что ты создан для поклонения».
Когда Ибн Убаю Раууаду (да будет доволен им Аллах) стелили постель, он прикасался к ней и говорил: «Какая же ты мягкая?! Но райская постель мягче, нежели ты». И после этого он молился на протяжении ночи.
Аль-Фудайль ибн Гияд (да будет доволен им Аллах) говорил: «Если тебе не предписано молиться ночью и поститься днем знай, что ты несчастный закованный человек. И твоими оковами являются твои проступки».
Один человек обратился к Ибрахиму ибн Адхаму (да будет доволен им Аллах): «Я никак не могу приобщиться к ночному бдению. Как мне излечиться от этой болезни?» Ибрахим (да будет доволен им Аллах) ответил: «Не греши днем! И это поможет тебе стоять ночью пред Всевышним. И это будет самым большой честью. Знай, что грешник никогда не удостоится этой чести».
Имам Ибн Джаузи (да будет доволен им Аллах) указывал, что в отношении ночного бдения предшественников можно подразделить на семь групп.
Первая группа: те, кто проводил в бдении каждую ночь. И именно среди них были те, кто совершал утренний намаз омовением, совершенным для иша (ночного намаза;
Вторая группа: те, кто проводил в бдении половину ночи;
Тертья группа: те, кто проводил в бдении 1/3 часть ночи. О достоинстве такого ночного бдения Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал следующее: «Самым желанным намазом для Всевышнего является намаз Дауда (мир ему). Дауд (мир ему) спал половину ночи. Затем в поклонении проводил 1/3 ее часть. Затем спал 1/6 ее часть». («Аль-Джами`ус-Сагир», 212);
Четвертая группа: те, кто проводил в бдении 1/6 или же 1/5 часть ночи;
Пятая группа: те, кто поклонялся ночью до тех пор, пока его не одолевал сон;
Шестая группа: те, кто ночью совершал лишь четыре или же два ракаата намаза;
Седьмая группа: те, кто поклонялся малую часть ночи, а под утро засыпал.
Интересно, к какой из этих групп относите себя Вы, уважаемый читатель?
Мы не сомневаемся, что многие, после прочтения вышесказанного, сделали намерение хоть в чем-то походить на наших предшественников, в частности в вопросе ночного бдения. Поэтому, в в заключении, хотелось рассказать им о способах, которые в полной мере способствуют приобщению к совершению ночного поклонения. Так, имам Абу Хамид Газали говорит: «Факторы, которые способствуют приобщению к совершению ночного поклонения, бывают двух видов: внешние и внутренние.
Внешних факторов четыре:
- Меньше есть и больше пить. А иначе человека одолеет сон и ему будет затруднительно проснуться для ночного поклонения;
- не заниматься в дневное время бесполезным занятием;
- не пренебрегать дневным отдыхом (сном). Так как дневной сон помогает встать для ночного бдения;
- не грешить в дневное время. Так как грех препятствует возниковению даже намерения о поклонении.
Что касается внутренних факторов, то их также четыре:
- чистота сердца от злобы и ненависти к мусульманам, от тяги к бид`ату и дунье;
- присутствие в сердце качества богобоязненности;
- познание достоинств ночного бдения;
- четвертый фактор самый важный. Это любовь ко Всевышнему Аллаху и сила имана, которая заключается в уверенности, что каждая буква, произносимая во время ночного поклонения, является посиком убежища у Всевышнего.
Как было сказано выше тема поклонения наших предшественников в месяц Рамазан очень обширна. И мы, в кратце, познакомили читателя лишь с двумя качетвами, присущим нашим предшественникам. Уже из сказанного видно, насколько велика разница между нами и нашими предшественниками.
Остается молить Всевышнего Создателя, чтобы Он даровал нам ту степень имана, ту искренность в религии, которые были дарованы Им нашим предшественникам. И да внемлет Всевышний нашим молитвам! Аминь!