Всевышний Аллах говорит: «Рамазан – месяц, в который был ниспослан Коран». («Аль-Бакара», 185 аят)
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и Его сподвижники (да будет доволен ими Аллах) в полной мере соответсвовали сказанному в этом аяте. И это выражалось, прежде всего, в следовании требованиям Священного Корана, а также его чтению в месяц Рамазан.
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в Рамадане, когда с ним встречался Джибриль. Во время Рамадана Джибриль встречался с ним каждую ночь, изучая вместе с ним Коран...».(«Сахих Аль-Бухари», 4711)
Что же касается праведников, то с наступлением Рамазана имам Малик ибн Анас (да будет доволен им Аллах), основоположник одного их четырех мазхабов ахлюс-сунны уа джамаа, отсранялся от изучения хадисов и посещения собраний знаний, и уединялся для чтения Корана;
- из свидетельства Абдуллаха ибн Омара (да будет доволен им Аллах): «Амир аль-муминин (правитель мусульман) Осман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) часто молился и читал во время намаза Коран. Бывало так, что за один ракаат он прочитывал весь Коран»;
- Абдуллах ибн Мас`уд (да будет доволен им Аллах), во время Рамазана, прочитывал Коран за три дня. В другие же месяцы за неделю;
- с наступлением Рамазана Суфйан Саури (да будет доволен им Аллах) отстранялся от совершения нафиль (дополнительных) поклонений и занимался лишщь чтением Корана;
- Катада (да будет доволен им Аллах) обычно делал хатм Корана за семь дней. С наступлением же Рамазана он делал хатм за три дня. В последние же десять дней он каждую ночь прочитывал весь Коран;
- во время Рамазана Сабит Аль-Бананни (да будет доволен им Аллах) каждый день прочитывал весь Коран;
- во время Рамазана имам Бухари каждый день делал хатм Корана. Наряду с этим он каждые три ночи, после тарауиха, один раз делал хатм Корана. Хатм Корана – полное чтение Корана;
- Сагид ибн Джубайр (да будет доволен им Аллах) каждые две ночи один раз делал хатм Корана;
- с наступлением Рамазана Зубайд Аль-Йами (да будет доволен им Аллах) собирал своих учеников и садился с ними за чтение Корана;
- Аль-Уалид ибн Абдул-Малик (да будет доволен им Аллах) имел привычку прочитывать весь Коран за три дня. А во время Рамазана он прочитывал Коран 17 раз;
- из свидетельства Убай `Аууана (да будет доволен им Аллах): «Я видел, как во время Рамазана Катада (да будет доволен им Аллах) садился за изучение Корана». А между тем Катада (да будет доволен им Аллах) имел привычку прочитывать весь Коран за семь дней. С наступлением же Рамазана он, каждые три дня, делал хатм Корана. В последние же десять дней Рамазана он каждую ночь полностью прочитывал Коран;
- из свидетельства Ар-Раби`а ибн Сулеймана (да будет доволен им Аллах): «Имам Шафи`и в течении месяца прочитывал Коран 30 раз. А в течении Рамазана он прочитывал Коран 60 раз»;
- во время Рамазана Уаки` ибн Аль-Джаррах (да будет доволен им Аллах) каждую ночь послностью прочитывал Коран и в добавок к этому одну третью часть Корана. Наряду с этим он ежедневно прочитывал 12 ракаатов зуха намаза и время, между зухр (полуденный) и аср (послеполуденный) намазами, проводил за совершением намаза;
- из свидетельства Аль-Касыма ибн Али (да будет доволен им Аллах) о своем отце Ал ибн `Асакир (да будет доволен им Аллах), авторе книги «Тариху Димашк»: «Он был постоянным в совершении пятикратного намаза вместе с джамаатом, а также в чтении Корана. В обычные дни он прочитывал весь Коран за неделю. Во время же месяца Рамазан он делал хатм Корана ежедневно. Наряду с этим он совершал и`тикаф».
- из свидетельства Юнуса ибн Язида (да будет доволен им Аллах): «С наступлением Рамазана Ибн Шихаб (да будет доволен им Аллах) занимался лишь двумя вещами: чтением Корана, а также угощением постящихся»:
- Аль-Асуад ибн Язид (да будет доволен им Аллах) в течении двух ночей прочитывал весь Коран... Вне Рамазана он делал хатм Корана в течении шести дней».
Кто-то может возразить и упомянуть о хадисе, в котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил полное чтение Корана менее чем за неделю. («Сахих Аль-Бухари», 4767. «Сахиху Муслим», 1159) Но следует помнить, что шариат также запрещает выносить фатву на основе лишь одного хадиса. Так как при вынесении решения относительно какого-либо деяния должны учитываться и другие высказывания Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а также исключительные обстоятельства. Доказательством этому также является хадис от Фатимы (да будет доволен ею Аллах), в котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что ежегодно ангел Джабраил (мир ему) прочитывал Коран вместе с Ним один раз, а в год кончины прочитал вместе с Ним Коран два раза. («Сахиху Муслим», 2450) Разве этот хадис не указывает на необходимость частого чтения Корана в Рамазан?
Ученый мазхаба ханбалитского толка, имам Ибн Раджаб сказал следующее: «Да, имеется запрет на постоянное чтение всего Корана за менее чем трехдневный срок. («Фатху Аль-Бари» шарху «Сахихил-Бухари», 9/78) Но в особое время, к примеру в месяц Рамазан, и в особенности в ночи, когда люди проводят ночи в поклонении, надеясь на совпадение с Ночью предопределения (ляйлятуль-кадр), или же находясь в особых местах, к примеру в Мекке, в особенности для приезжих, является предпочтительным частое чтение Корана, с целью использования удобного случая для получения больших воздаяний. Таково мнение имама Ахмада, имама Исхака и других ученых уммы. И доказательством этому яляются подобные действия». (Лятаифуль-Ма`ариф»)
Действительно, кто может утверждать, что ученые, имена которых упомянуты выше, действовали ошибочно или же против шариата? И разве их набожность и знания не являются подтверждением правильности их действий?
Следует учитывать, что благославенный Рамазан является месяцем поклонения, в том числе и чтения Корана. Поэтому нужно полностью читать Коран, и не единожды. Поэтому ученые придерживаются мнения, что в месяц Рамазан можно делать исключение в отношении частого чтения Корана. И это ни в коей мере не будет противоречить шариату. Именно поэтому многие ученые посвящали месяц Рамазан чтению Корана, нежели совершению других дополнительных поклонений. Доказательством этому является вышесказанное.
Конечно, мы не в состоянии прочитывать весь Коран в течении суток. Хотя бы потому, что у нас отсутствует необходимая степень имана для совершения подобного поклонения. Поэтому нужно постараться прочитать весь Коран хотя бы в течении этого благославенного месяца. Для тех же, кто стремиться удостоиться больших воздаяний, мы предлагаем способ прочтения Корана в течении трех дней. Это значит, что Вы сможете, в течении месяца, прочитать весь Коран три раза.
И так, если учитывать, что каждый джуз состоит из десяти страниц, то:
- следует прочитать по пять страниц до и после утреннего намаза. Таким образом, по воле Всевышнего, вы прочитаете один джуз (часть) Корана;
- после этого следует прочитать пять страниц до зухр (полуденного) намаза, затем еще пять страниц после асра (после полуденной молитвы). Таким образом вы, по воле Всевышнего, прочтете еще один джуз;
- затем, до ночной молитвы (иша), прочтите пять страниц, а по окончании тарауих намаза еще пять страниц. Таким образом, в течении суток вы сможете прочитать три джуза. И если вы будете придерживаться этого порядка ежедневно, то в течении месяца вы сможете прочитать весь Коран три раза.
Понятно, что этот метод предназначен для тех, кто не является хафизом Корана, которые имеют привычку прочитывать весь Коран во время молитвы.
Следует помнить, что главными требованиями совершения подобного поклонения являются: искренность намерения, терпение (сабр) и надежда на воздаяние.
Очень хорошим инструментом может послужить таблица, в которой вы будете отмечать количество прочитанных частей Корана.
Также для следования графику можно читать Коран в пути, в ожидании очереди или же в мечети, во время ожидания намаза джамаатом.
И да дарует нам Всевышний возможность совершения данного поклонения! Аминь!
Абдуссамад Махат